Годы жизни: 1929-1998 Дата рождения: 12 октября Дата смерти: 6 октября. Причина смерти: рак лёгких. Национальность: еврей по матери, поляк по отцу Рост:1 метр, 58 сантиметров. Где родился: город Киев. Где похоронен: Москва. По знаку Зодиака: Весы. По восточному календарю: Змея. Семейное положение: был женат на Лидии Князевой, позже – на Елене Санаевой. Предлагаем вашему вниманию статью, посвящённую биографии и личной жизни Ролана Быкова – великолепного артиста, режиссёра кино, сценариста. Удивительно, но человек, не обладая красивой внешностью, гренадёрским ростом, телосложением Аполлона, умел приковывать внимание зрителей к своей персоне даже во второстепенных ролях. Вот что значит истинный талант! Казалось, он мог исполнить любую роль – врача и официанта, священника и скомороха, партизана и полицая – кого угодно. Разве что на роли любовников ему не везло по понятным причинам… Но, например, в таком фильме, как «Женитьба Бальзаминова», Ролан Быков убедительно смотрелся в образе обаятельного соблазнителя. Правда, славу ему составили совсем другие роли, и надо признать, весьма разнообразные!
Детство и юность
Быков Ролан Антонович появился на свет осенью 1929 года в столице Украины – Киеве. Он был вторым ребёнком в семье, чуть раньше родился Героним. Интересно, что младшего сына родители желали назвать в честь французского писателя Ромена Роллана, но перепутали имя и фамилию. К тому же паспортистка тоже внесла свою лепту в эту путаницу и записала в метрике Роланд Анатольевич Быков, плюс ко всему прочему перепутала месяцы рождения (ноябрь вместо октября). Впоследствии все эти недоразумения были исправлены.
Когда мальчику исполнилось пять годков, его семейство переехало в Москву на постоянное место жительства. Поэтому при написании биографии иногда местом рождения Быкова называют именно Белокаменную, но это не так. Впоследствии Антон Михайлович ушёл из семьи.
В Москве и прошли детство и юность Быковых — младших, если оставить за скобками эвакуацию в Йошкар-Олу, когда началась война. Любопытно, что на гостеприимной Марийской земле у Ролана обнаружились экстрасенсорные способности. Паренёк внезапно обрёл дар предвидения, мог предсказывать желающим события ближайшего будущего. Школьник без устали «ванговал» (к дому Быковых выстраивались очереди жаждущих узнать, что с ними произойдёт вскоре) пока не довёл себя до нервного истощения. Когда семья вернулась в 1943-м в Москву, то юного предсказателя поместили в больницу.
Брат Героним Быков интересовался медициной, после школы поступил в вуз и получил медицинское образование, добился профессорского звания и руководства лабораторией при институте хирургии имени Вишневского.
А младшего (творческими наклонностями мальчишка был явно в мать) привлекли занятия в театральной студии. Ещё до войны мальчик обучался в Доме Пионеров. Вместе с ним там же учились Александр Митта (постановщик «Экипажа»), Владимир Андреев («царь Салтан»), Игорь Кваша (бургомистр в «Мюнхгаузене»). После выпускного в школе юный театрал безуспешно пытался поступить в одно театральное училище за другим. Дело в том, что творческие способности парня ни у кого не вызывали сомнений, однако смущал низкий рост.
Наконец, в училище имени Щукина закрыли глаза на антропометрические данные поступающего и приняли уникального, артистичного парнишку в студенты. Так в 1947 году Быков приступил к учёбе на курсе Веры Львовой и Леонида Шихматова. Ролан сам получал образование и параллельно вёл в течение двух лет драмкружок на . «Актёрский» диплом получил в 1951 году.
Рождение Артиста
Его родители были странной парой. На долю отца, Семена Геронимовича Гордановского, выпало четыре войны. В Первую мировую он попал в плен к австрийцам, бежал из неволи и после этого решил полностью сменить имя — стал Антоном Михайловичем Быковым. Потом, в гражданскую, служил под командованием самого Буденного, дослужился до комиссара. Большевистский запал не помешал ему полюбить Эллу Матусовну Ситняковскую, изысканную девушку из интеллигентной еврейской семьи (позже она тоже взяла себе другие имя и отчество — Ольга Матвеевна). Молодая жена комиссара прекрасно разбиралась в искусстве, писала стихи и мечтала стать актрисой. Но брак отважного комиссара и мечтательной Эллы долго не продержался, вскоре после рождения Ролана они расстались. Отец обзавелся новой семьей, а сыновей — Ролана и его старшего брата Геронима — воспитывала мать.
На фотографии написано: Ролик с мамой и… лошадкой
Возможно, останься отец в семье, мальчики пошли бы по его стопам и Ролана Антоновича ждала бы военная карьера. А так уже в десять лет будущий знаменитый режиссер оказывается в театральной студии «Родник» Дома пионеров. И сразу зарабатывает прозвище Артист: его умение перевоплощаться очаровывает приятелей. В той же студии занимаются Игорь Кваша и Александр Митта. Все они увлечены театром и, естественно, после окончания школы мечтают попасть в знаменитые актерские вузы.
Но ни в Школу-студию МХАТ, ни в ГИТИС Быкова не взяли: члены отборочной комиссии решили, что юноша с откровенно еврейским профилем, да еще и неприлично маленького роста не может быть советским артистом. А вот в знаменитой «Щуке» Ролан приглянулся преподавателям. И после окончания училища, подобно многим другим его выпускникам, оказался на подмостках московского ТЮЗа. Молодой артист с наслаждением играл все, что ему предлагали, обожал детские спектакли и сказки. В ТЮЗе он прослужил семь лет, о которых позже вспоминал с благодарностью. Но крошечная зарплата вынудила Быкова искать другой заработок. А в это время в Студенческом театре МГУ кипит жизнь. Здесь ставят спектакли лучшие молодые режиссеры по пьесам, о которых в репертуарном театре мечтать не приходится. Товарищи по «Щуке» зовут Роланчика — так называли его друзья — в свою компанию. И уже в 1957 году он возглавляет театр Московского университета и играет в спектакле «Такая любовь», который надолго станет визитной карточкой Быкова-актера.
Роли в театре
Согласно Википедии на сцене Быков работал в течение почти десятилетия, причём в разных театрах. Целых восемь лет (1951-59) он служил в труппе московского ТЮЗа. Одновременно около двух лет привлекался для работы на подмостках столичного драмтеатра и был художественным руководителем театральной студией Бауманского ДК. Дополнительно успевал трудиться внештатным корреспондентом детской редакции ЦТ и редактором отдела сатиры и юмора на радио. В период с 1957 по 1959 год самовольно организовал Студенческий театр в МГУ, в котором, например, дебютировала Ия Саввина. За молодого актёра вступились тогдашние звёзды из артистической среды, и театр существовал в дальнейшем официально.
Роли в театре доставались разные. В ТЮЗе Быков был задействован в таких спектаклях, как:
- «Павлик Морозов»,
- «Место в жизни»,
- «Чудесный мальчик».
В постановке пьесы по мотивам стихов Корнея Чуковского «О чём рассказали волшебники» актёр впервые в карьере (но не в последний раз) изобразил разбойника Бармалея.
В 1959-м Быкова пригласили на должность главрежа питерского театра имени Ленинского комсомола. Через год мужчина решил полностью посвятить себя кинематографу. На «Мосфильме» он не только снимал, снимался, но и руководил творческим объединением «Юность» при киностудии.
Начало актёрской карьеры Ролана Быкова
После окончания школы в 1947 году Ролан принял решение стать актёром. Он пытался поступить в МХАТ и во ВГИК, но не сдал экзамены. В ГИТИСе его не взяли из-за маленького роста. Оставался последний вариант — Театральное училище имени Щукина, куда его приняли. За время обучения в училище Ролан сыграл около пятидесяти ролей.
В 1951 году Быков окончил Щукинское училище и стал актёром Московского Театра юного зрителя. На сцене театра он сыграл более сорока ролей. Ставка актёра была небольшой, 33 рубля 50 копеек, и Ролан стал подрабатывать. Он вёл воскресный драмкружок и за четыре месячных занятия зарабатывал в два раза больше чем в театре. Вскоре ему пришла идея создания своего театра. В 1957 году Быков без официального разрешения открыл самодеятельный Студенческий театр при МГУ. В то время за такое самоуправство можно было угодить в тюрьму, но Ролан понадеялся на несогласованность действий различных инстанций: «Я решил, что как-нибудь проскочу: ЦК подумает, что МГК разрешил, МГК посчитает, что это дело комсомола, комсомол спишет на профсоюзы… Главное, чтобы Яблочкина красную ленточку перерезала!». Так и произошло, известная актриса приняла участие в открытии театра и при помощи ножниц узаконила его существование.
Ролан Быков блестяще сыграл кота Базилио
Студенческий театр МГУ быстро стал полноправным членом Московского театрального мира. В 1958 году Быков поставил в театре спектакль «Такая любовь», который имел огромный успех. В том же году Ролана Антоновича пригласили в ленинградский театр «Ленком», занять должность главного режиссера. В «Ленкоме» он сумел собрать талантливый коллектив и поставить несколько ярких спектаклей, которые имели успех у публики. Однако после первого успеха труппу театра охватила «звездная болезнь» и внутри коллектива начались интриги. Отношения с коллективом у Быкова не заладились, и он принял решение уйти из театра.
Режиссёрские работы и сценарии
В начале шестидесятых Быкову нестерпимо захотелось занять режиссёрское кресло. О намерении он поделился с некоторыми из своих друзей, и те одобрили его решение. Ролан Антонович решился дозвониться до мэтра режиссёрского цеха Михаила Ромма и поведать о замыслах. Тот внимательно выслушал рассказ молодого человека. Собеседники позже встретились. Маститый деятель во время общения решил, что перед ним либо оптимист, либо сумасшедший. Тем не менее, Михаил Ильич морально поддержал напористого паренька в его начинаниях.
В 1962 году на экраны страны вышел дебютный фильм Быкова «Семь нянек». Про этот великолепный фильм о перевоспитании трудного подростка группой молодых людей с часового завода ни в коем случае не скажешь «первый блин комом». Получилась добротная, классная работа, при просмотре которой создавалось впечатление, что её снял опытный постановщик.
Так Быков нашёл свою нишу – снимать кино для детей и подростков.
Через год на суд телезрителей явилась новая работа Быкова (совместно с Никитой Орловым) «Пропало лето». В ленте рассказывалось о том, как два приятеля отправились на летних каникулах в гости к тёткам одного из них, которые своего племянника никогда не видели. Ребята этим и воспользовались. Родственник отправился в экспедицию, а его товарищ-недотёпа предстал перед родными друга…
Настоящий шедевр был снят Быковым в 1966-м под названием «Айболит 66». Это была экранизация стихотворной сказки Чуковского, в которой сам режиссёр повторно изобразил Бармалея.
Через четыре года вышла картина «Внимание, черепаха!» про живой уголок первоклассников и своеобразные опыты детишек над черепахой… Любопытно, что Ролан Антонович сыграл в своём фильме роль бабушки.
В семидесятых режиссёр снял три фильма: «Телеграмма», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» и «Нос». Два первых продолжили линию детского кинематографа, а последний был снят по мотивам повести Гоголя.
Пожалуй, главным фильмом в режиссёрском наследии Быкова стала экранизация повести Владимира Железнякова «Чучело» 1983 года. Для советского кино это была очень необычная работа, в ней впервые настолько остро поднимался вопрос подростковой жестокости. Сюжет фильма таков: в один из классов провинциальной школы приходит девочка по имени Лена Бессольцева. Она селится в частном доме со своим дедушкой. Шестиклассники настороженно встречают новую ученицу, за глаза посмеиваются над ней и её дедом – собирателем старинных картин. За девочкой закрепляется обидная кличка Чучело. Однажды ребята решают прогулять урок всем классом и отправиться в кино. Друзей классному руководителю выдаёт Дима Сомов – симпатичный парнишка, подружившийся с Леной. Подружка всё это слышит. В наказание весь класс лишается возможности поехать на обещанную экскурсию в Москву. Лена берёт всю вину на себя и становится изгоем. Над ней начинают издеваться почти все одноклассники. В том числе и Дима…
Фильм вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Одна часть зрителей восхищалась работой, другая возмущалась, что Быков посмел в нелицеприятном свете показать современных подростков, обнажить животрепещущие проблемы советской школы. Фильм пытались подвергнуть цензуре, но Ролан Антонович отстоял своё детище.
Последней работой Быкова в качестве постановщика стала короткометражка «Я сюда больше никогда не вернусь» – о маленькой девочке, сбежавшей из дома, в котором мать-алкоголичка избивала её.
«Комиссар»
В 1967 году Александр Аскольдов решил экранизировать рассказ Василия Гроссмана «В городе Бердичеве». То, что главную героиню, комиссара Красной армии Клавдию Вавилову, должна играть Нонна Мордюкова, Аскольдов понял сразу. А вот с Магазаником, местечковым многодетным евреем, никак не выходило. Тем более что многие актеры отказывались играть такую идеологически «неправильную» роль — человека, для которого семейные ценности, семья, любовь к детям важнее всякой идеологии. Человека, в семье которого «оттаивает» даже коммисарша Вавилова. Режиссер-то мечтал увидеть в своем фильме Быкова. Ролан Антонович долго пытался увернуться от этой роли, дел у него было много: съемки, студенты, театр. И он, кажется, понимал, что «Комиссар» вряд ли понравится Госкино. Но Аскольдову удалось его уговорить. «Быков — актер огромный, технически виртуозный, безмерно одаренный интеллектуально, работа с ним обернулась несравнимым наслаждением, — рассказывал позднее режиссер. — Для моего поколения Соломон Михоэлс, этот еврейский гений, был мифом, легендой. Но незабвенный Ростислав Плятт как-то шепнул мне после просмотра “Комиссара”: “А Быков-то у вас выше Михоэлса, выше”. И вы знаете, я ему поверил».
Для него это была важная роль. Он редко вспоминал о своем происхождении, национального в нем было немного. Зато отец, бросивший его в детстве, был комиссаром. В роли Ефима Магазаника для Быкова был сплошной символизм: человеческое начало этого провинциального еврея должно заставить холодную комиссаршу почувствовать себя живой. Но властям очень не понравился смысл картины. В 60-е годы само слово «еврей» было под негласным запретом, произносить его лишний раз боялись. Каждую неделю, пока Аскольдов снимал, приходили телеграммы из Москвы с требованием прекратить работу над фильмом. Потом потребовали заменить евреев на татар. А затем и вовсе не выпустили фильм на экраны. Аскольдова исключили из партии, запретили приближаться к «Мосфильму», и двадцать лет «Комиссар» пролежал «на полке». Такой тяжелой судьбы не было, пожалуй, ни у одной советской ленты.
Быков страшно переживал. Картину резали, пленки сжигали. И только спустя 20 лет, уже при Михаиле Горбачеве, случилось невероятное. Во время пресс-конференции на Московском кинофестивале Аскольдов рассказал, как двадцать лет назад снял фильм о евреях, о шовинизме, о семье, но до сих пор его никто не видел. С тех пор «Комиссар» объехал весь мир, собрал массу призов на международных кинофестивалях, его изучают в киношколах. Александр Аскольдов больше не снял ни одного фильма. Он написал роман «Возвращение в Иерусалим», собирался снимать по нему кино, на главную роль хотел позвать Быкова. Но Ролан Антонович был уже тяжело болен.
Телеспектакли и озвучивание
Работа на телевидении Быкова вылилась в участие в трёх телеспектаклях и озвучивании множества мультфильмов. В 1969-м Быкову доверили исполнить роль Фансена в спектакле «Эгмонт» по пьесе Гёте, через три года он сыграл слугу в постановке по роману Чарльза Диккенса «Записки Пиквикского клуба», в 1973-м в детективном спектакле «Мегрэ и человек на скамейке» Быков исполнил роль клоуна и вора Фреда.
Значительно чаще Быкова приглашали на озвучивание мультипликационных фильмов. Среди них отметим следующие:
- «Песня о Соколе» (Уж);
- «Мук-скороход» (комментатор);
- «Лоскутик и Облако» (Барбацуца);
- «Стальное колечко» (текст);
- «Волчок» (текст);
- «Слонёнок заболел» (Кот);
- «Счастливый Григорий» (пёс Гриша).
В занимательном, в чём-то даже экспериментальном, мультике 80-го года «Пиф-паф, ой-ой-ой!» Быков озвучил сразу несколько ролей – охотника, автор оперы и музыканта ансамбля.
Ролан Антонович Быков — биография
Услуга публикации биографии, о компании, сервисах[en]
Ролан Быков Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная
Быков Ролан (Роланд) Антонович (Анатольевич) — российский[en] актер, режиссер театра и кино, сценарист и педагог. Знак зодиакаЗодиак
(греческое zodiakos, от zoon — животное) (пояс зодиака) — совокупность зодиакальных созвездий, расположенных вдоль эклиптики — большого круга небесной сферы, по которому Солнце совершает свой видимый путь в течение года. Число зодиакальных созвездий (12) равно числу месяцев в году, и каждый месяц обозначается знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.
Фактически из-за непрерывного перемещения точки весеннего равноденствия (примерно на 1° за 70 лет) Солнце теперь каждый месяц находится в двух смежных созвездиях зодиака, но для месяцев сохранены прежние обозначения (март — Овен и т. д. по порядку). — Весы.
Народный артист СССР[en] (1990). Лауреат премии Московского комсомола (1967) за создание фильмов для детей и юношества.
Ролан Антонович Быков родился
12 октября 1929 года в Киеве. Его отец — Антон Быков — имел богатую биографию. Был беспризорником, затем воевал на фронтах первой мировой (Great War), бежал из австрийского плена, в гражданскую войну сражался в дивизии Буденного. Дорос до эскадронного комиссара. Именно тогда он и встретил мать нашего героя — Ольгу Матвеевну, — которая была его полной противоположностью: красавица, родилась в интеллигентной семье, писала стихи и говорила по-французски. Но влюбилась в красного командира и вышла за него замуж. В этом браке на свет и появились[en] два мальчика: Гера и Ролан.
Кстати, во многих справочниках нашего героя именуют не иначе как Роланд Анатольевич. В чем здесь дело? Ролан Быков отвечает: «Мент пьяный переделал моего отца Антона в Анатолия! Кто еще мог в метрике вместо Ролана Антоновича написать Роланд Анатольевич? И дня рождения из-за этого же у меня два — один фактический, второй — по паспорту. Все пьянка российская…
Ролан Быков выбрал театр. Вот что он об этом вспоминает: «У меня была подруга чуть постарше, имевшая на меня большое влияние. Когда мне было четыре года, она позвала: «Пойдем, там записывают всех, кто хочет кино смотреть бесплатно, сколько угодно». Мы пришли в театр, там записывали в самодеятельность. Какая-то женщина спросила меня: «Что ты умеешь делать?» Я сказал: «Ничего не умею, хочу кино смотреть бесплатно, сколько угодно». Меня все-таки вытащили на сцену читать стихи. Стихи были примерно следующие: «Ходят волны кругом вот такие, вот такие большие… ходят по морю волки морские…» и тому подобное. Я, конечно, запутался, ошибся и стал руками показывать, какие «такие» волны ходят. А когда дело дошло до волков морских, я вообще не знал, что это моряки. Ну и зарычал на весь зал: «Р-р-р-р». Заслужил аплодисменты. А сзади шепчут: «Надо кланяться». Я говорю: «Кланяться не буду». Я знал, что кланяться унизительно. Но подруга велела, и я не мог ее ослушаться. Вышел, не спросив, как надо кланяться, вспомнил только, как это делала бабушка, когда молилась. Встал на колени и начал кланяться, ударяясь лбом об пол. В общем, после этого получил прозвище Артист. Меня все в квартире стали к себе звать: «Ну, заходи, Артист, изобрази, спой». Мы ведь жили в коммуналке, состоящей из сорока трех комнат и одной кухни. Так у меня сразу появились сорок три сцены.
Семья Быковых жила[en] напротив Зацепского рынка. Это был один из самых шпанистых районов столицы, и наш герой с утра до вечера пропадал с мальчишками в его закоулках. Вставал он обычно очень рано — в полшестого утра — и, чтобы не мешать спать родителям, наскоро одевался и мчался во двор. Его двор назывался Пекарный, так как там стояла пекарня. Вокруг него стояли другие дворы, не менее знаменитые: Ульяновка, Маршировка. Именно туда обычно и отправлялась детвора в поисках приключений. При этом Ролану Быкову доверялась особая роль. Так как среди всей детворы он был самым маленьким по росту, то ему отводилась роль «малышки». Что это такое? «Малышка» шел впереди всей ватаги и задирал прохожих. Если кто-то из них делал ему замечание, то тогда к месту события подбегали остальные подростки и с возгласом — «Ты чего маленьких обижаешь?» — начинали бить прохожего. По словам Ролана: «Если честно говорить, было страшно, но когда ты играешь роль, то страшно не страшно, ты идешь и ничего нельзя сделать, это наше ролевое участие в жизни. Амплуа это, наверное, и определило где-то мою жизнь — не бояться получить, идти первым.
…с приближением фашистов к черте города в Москве началась массовая эвакуация населения. Семья Ролана Быкова была отправлена в Йошкар-Олу, и там в нем внезапно проснулся провидческий дар. Он вспоминал об этом так: «Я видел, как гадала моя бабушка, и, когда она однажды заболела, вызвался самостоятельно раскинуть карты зашедшей соседке. Бабушка позволила мне взять колоду, но предупредила: «Читать по картам буду я». Но мне хотелось показать, что я уже взрослый, что справлюсь. Не зря ведь смотрел, как и что делала бабушка, знал, что означают карты, что такое, к примеру, четыре шестерки — дорога…
Словом, я прочитал по картам: «Через три дня вернется ваш муж». Бабушка всегда называла цифру три, когда говорила о чем-то очень близком, скором.
Женщина выслушала меня, заплакала и убеждала, а я получил от бабушки по морде… А через три дня приехал муж той женщины. Вот это было дело!..
После этого начался форменный террор — ко мне пошли люди. Стоило одному сбыться, и об этом говорили все, а о том, что в девяти других случаях я попадал пальцем в небо, никто не думал. Вся Йошкар-Ола знала, что пацан с Новостройки (так назывался район, где мы жили) точно предсказывает судьбу… Когда мама пыталась усовестить бесконечных посетителей и объяснить, что мальчику нужно иногда и в школу ходить, ей говорили: «Отойди, женщина, пусть дите скажет». Правда, в какой-то момент это стало чуть ли не основной статьей дохода в нашей семье.
И все-таки нам пришлось бежать, возвращаться раньше времени из эвакуации. Мы приехали в Москву зимой 43-го, не имея ни денег, ни продовольственных карточек. Для меня те гадания на картах закончились нервными припадками, в результате чего я в том же году попал в Кащенко…
Что касается личной жизни Ролана Антоновича Быкова, то она была не менее бурной, чем жизнь творческая. В первый раз он женился в 50-е годы, и в 1956 году у него родился сын, которого назвали Олегом. Однако к концу 60-х этот брак распался. А в 1972 году Быков встретил свою новую любовь — 29-летнюю актрису Елену Санаеву, дочь известного актера Всеволода Санаева. Закончив ГИТИС в 1966 году, она пришла в кинематограф через после этого и к моменту встречи с нашим героем успела сняться в шести картинах, среди которых были: «Генерал Рахимов», «Странные люди», «Печки-лавочки» и др. Тогда же она вышла замуж и в 1970 году родила мальчика — Павла. Однако затем с мужем развелась.
В 1972 году режиссер с «Ленфильма» Юрий Рогов предложил ей роль в фильме «Докер», где должен был сниматься и Быков. Далее послушаем рассказ самого Ролана: «Меня утвердили на главную роль в картине, а в партнерши выбрали Лену. Я ее до этого в глаза не видел, но то, что она дочка Санаева, мне сразу не понравилось. Всеволода Васильевича я уважал и ценил, однако всех этих папиных дочек и сынков не любил. Впрочем, тут делать нечего — звоню: так, мол, и так, вместе летим на съемки. А Лена мне заявляет: «Я не летаю, поеду поездом». Ах ты, думаю, звезда! Самолеты тебя не устраивают! Во мне взыграл пролетарский дух мальчика с Зацепы, я швырнул трубку, затем тут же позвонил режиссеру и сказал: «Кого ты мне в напарницы выбрал? Давай мне Майю Булгакову или Овчинникову. Я с ними уже играл, а эту твою девочку не знаю и знать не желаю». Режиссер не стал со мной спорить: «Сделаю, как хочешь».
Прихожу на студию и вдруг вижу красавицу с огромными глазами, в которые я просто провалился. Чистое очарование! Кто такая, спрашиваю. Та самая Елена, которую ты забраковал. «Все, — говорю, — отправляйте Булгакову, возвращайте Санаеву»…
Тот фильм был ужасный, это единственная моя роль, которой я стыжусь, но я благодарен судьбе, что она подарила мне встречу с Леной…
Когда мы только поженились, меня в разных компаниях несколько раз встречали фразой: «Здравствуйте, Ролан Антонович! Какая у вас чудная дочка!» Представляете, что со мной происходило? Я в бешенстве шипел: «Лена, купи себе что-нибудь солидное. Не ходи девочкой» А какая это была девочка!
Затем в течение пяти лет (после 1976 года — составитель В.К.) ему зарубили на корню несколько сценариев и от режиссуры отлучили. Наш герой воспринимал все это с горечью. Порой срывался. Вот как Ролан Быков сам описывает это: «Выпить я в свое время уважал. Семь лет пил по-черному. Лена пережила это вместе со мной…
Был такой случай. Я устал от Лениной опеки и сбежал от нее на ипподром, куда никогда не ходил и где, по моим расчетам, Лена никак не могла меня найти. Сел я за столик, ну и… все такое. И вдруг в ресторан входит она — красивая, стройная, молодая. Я поклялся себе: сделаю все, чтобы быть достойным ее. Пить бросил, потому что понял: если не остановлюсь, потеряю семью». Раззаков Ф. И. Досье на звезд. 1934 -1961. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 591. Еще:
Яркое актерское дарование
В 1951 Ролан Быков окончил театральное училище имени Б.В. Щукина и стал актером Московского ТЮЗа. В 1957-1959 руководил студенческим театром МГУ. В 1958-1960 — главный режиссер Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Снимался в кино с 1954.
Первый значительный образ Р. Быков создал в фильме «Шинель» (1959), сыграв Акакия Акакиевича Башмачкина в лучших традициях русской психологической школы, одновременно подчеркнув трагикомичность «маленького человека». Эта тема в разных регистрах проигрывается в ряде других актерских работ Быкова: экс, 1964), фарсово («Женитьба Бальзаминова», 1965; «Последняя реликвия», 1971), трагифарсово (телефильм «Вызываем огонь на себя», 1965; «Андрей Рублев», 1966), приобретая драматическое измерение («Звонят, откройте дверь!» и «Здравствуй, это я!», 1966) или даже трагический пафос («Комиссар», 1967, выпуск 1988, премия «Ника» за роль).
От актерских работ к режиссуре
Хотя актер предпочитал намеренно снижать возвышенную героику при помощи юмористической трактовки («Служили два товарища», 1968), чуть отстраняя поведение персонажа в исключительной ситуации («Мертвый сезон», 1968) или же явно заземляя героя («Операция «С Новым годом», 1971, выпуск; «Проверка на дорогах» (на советские экраны фильм вышел 6 ноября 1986)). Страсть Ролана Быкова к буффонаде, карнавализации, демонстративному обнажению приемов игры, сознательному нарушению рамок искусства очевиднее всего проявилась в режиссерской работе «Айболит-66» (также лихо и виртуозно он сыграл в нем роль Бармалея), в которой талантливо и новаторски использовал жанр мюзикла и принцип вариоэкрана, что позднее применил в лирической комедии «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1975).
Однако щедро одаривая зрителей остроумными и блестящими актерскими находками в ряде лент 1970-х годов (телефильмы «Большая перемена», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», киноленты «Деревня Утка», «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников»), Ролан Быков все-таки чаще разбрасывался впустую. После постановки нескольких картин для детей и юношества («Семь нянек», 1962; «Пропало лето», 1964, совместно с Н. В. Орловым; «Внимание, черепаха!», 1970, главная премия на Международном кинофестивале детских фильмов в Москве; «Телеграмма», 1972) Быков смог добиться лишь на телевидении в 1977 реализации давно вынашиваемой экранизации «Носа» Н. В. Гоголя (сыграл также четыре роли). Неожиданно мрачная интерпретация и некоторый стилевой разнобой этой ленты повлияли на то, что она встретила раздражение начальства и была показана в советские времена только один раз.
Вынужденно сосредоточившись на актерской деятельности, Ролан Быков удачнее выступал в трагикомическом амплуа («Подранки», 1977; «Из жизни отдыхающих», 1981). С большим трудом, преодолевая сопротивление различных инстанций, он все-таки смог снять свою самую бескомпромиссную работу — нравственную драму из жизни школьников «Чучело» (на экраны страны вышел 14 сентября 1984, Государственная премия СССР, 1986. В картине снялись: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Светлана Крючкова).
В последние годы жизни
Со второй половины 1980-х годов, посвятив себя занятиям в продюсерско-руководящей сфере (сначала в объединении «Юность» на «Мосфильме », потом в созданном в 1989 Всесоюзном центре кино и телевидения для детей и юношества, ныне Международном фонде развития кино и телевидения для детей и юношества имени Ролана Быкова), стал редко сниматься. Хотя эти немногочисленные роли, не лишенные трагизма («Письма мертвого человека», 1986; «Серые волки», 1992) или трагифарсовые («Оно», 1990), вполне можно соотнести с работами лучшего актерского периода в творчестве Быкова во второй половине 1960-х годов, когда Ролан Быков даже подготовил в театре роль Пушкина, но так и не получил соизволения предстать на сцене.
Звания и награды
- Заслуженный артист РСФСР (5 марта 1973);
- Народный артист РСФСР (18 июня 1987);
- Народный артист СССР (5 июля 1990);
- Государственная премия СССР (1986, за фильм «Чучело»);
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1987, за роль Профессора в фильме «Письма мёртвого человека»);
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (12 января 1999, посмертно);
- Премия Московского комсомола (1967 — за создание фильмов для детей и юношества);
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 ноября 1994) — за большие заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами;
- Медаль «За трудовую доблесть» (1967);
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970);
- Благодарность Президента Российской Федерации (11 июля 1996) — за активное участие в организации и проведении выборной кампании Президента Российской Федерации в 1996 году;
- МКФ в Москве (1971, Главный приз по разделу детских фильмов, фильм «Внимание, черепаха!»);
- МКФ фильмов для детей и юношества в Хихоне (1971, Главный приз «Золотое весло», фильм «Внимание, черепаха!»);
- ВКФ в Кишинёве (1975, Приз за лучшую режиссёрскую работу, фильм «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»);
- МКФ фильмов для молодёжи в Лаоне (1986, Главный приз, фильм «Чучело»);
- Всеевропейский КФ детского и юношеского кино в Виши (1987, Главный приз, фильм «Чучело»);
- Премия «Ника» за лучшую мужскую роль (1988, фильм «Комиссар»);
- Золотая медаль имени Л. Н. Толстого (Международная ассоциация детских фондов, 1994);
- Соучредитель Академии дураков (1992, вместе с В. Полуниным);
- Почётный профессор МГУ (1998).
Творчество Ролана Быкова
Участие в фильмах:
- 1973 — Приглашаются на главную роль… (документальный);
- 1985 — Прощай, старый цирк (документальный);
- 1994 — Ёлка для взрослых, или Бенефис Ролана Быкова (телефильм);
- 1996 — Портрет неизвестного солдата (не окончен);
- 1996 — Николай Гринько (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный);
- 1997 — Микаэла Дроздовская (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный);
- 1997 — Фрунзик Мкртчян (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный);
- 1998 — Искренне ваш, Георгий Вицин… (документальный).
Озвучивание аудиоспектакля:
- 1978 — Невероятные приключения Буратино и его друзей — Кот Базилио.
Озвучивание:
- 1963 — Пропало лето — рабочий на мосту (роль Я. М. Ленца);
- 1966 — Айболит-66 — Бармалей (вокал);
- 1967 — На два часа раньше — голос за кадром;
- 1967 — Песня о Соколе (мультипликационный) — Уж;
- 1970 — Спорт, спорт, спорт — дядя Володя, массажист (роль Г. Светлани);
- 1971 — Гойя, или Тяжкий путь познания;
- 1975 — Мук-скороход (мультипликационный) — спортивный комментатор;
- 1977 — Лоскутик и Облако (мультипликационный) — Барбацуца;
- 1979 — Ростик и Кеша (мультипликационный) — читает[en] текст;
- 1979 — Стальное колечко (мультипликационный) — читает текст;
- 1980 — Пиф-паф, ой-ой-ой! (мультипликационный) — охотник / автор оперы / лидер ВИА;
- 1981 — Балаган (мультипликационный);
- 1983 — Анна Павлова;
- 1983 — Малиновое варенье (из серии мультфильмов «Сказки Дональда Биссета» (мультипликационный) — читает текст;
- 1985 — Волчок (мультипликационный) — читает текст;
- 1985 — Слонёнок заболел (мультипликационный) — Кот;
- 1987 — Приключения пингвинёнка Лоло (мультипликационный) — Тото, папа Лоло;
- 1987 — Счастливый Григорий (мультипликационный) — пёс Гриша;
- 1994 — Затоваренная бочкотара — текст за кадром.
Телеспектакли:
- 1969 — Эгмонт — Фансен;
- 1972 — Записки Пиквикского клуба — слуга Иов Троттер;
- 1973 — Мегрэ и человек на скамейке — клоун Фред — вор по кличке «Акробат».
Художественный руководитель:
- 1976 — Додумался, поздравляю!
Режиссёр кино:
- 1959 — Встаёт утро (киноспектакль) по заказу ВЛКСМ;
- 1962 — Семь нянек;
- 1963 — Пропало лето (совм. с Н. В. Орловым);
- 1965 — Фитиль (короткометражный) — (1965 — «Булочка с маком» (фильм № 35));
- 1966 — Айболит-66;
- 1969 — Внимание, черепаха!;
- 1971 — Телеграмма;
- 1974 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса;
- 1977 — Нос;
- 1982 — Свадебный подарок (совм. с Р. П. Эсадзе, А. С. Игишевым);
- 1983 — Чучело;
- 1990 — Я сюда больше никогда не вернусь (короткометражный) по заказу ЮНЕСКО для альманаха «Как дети?» (фр. Comment vont les enfants, англ. How Are the Kids?);
- 1996 — Портрет неизвестного солдата (документальный фильм, не окончен).
Сценарист:
- 1966 — Айболит-66 (совм. с В. Н. Коростылёвым);
- 1977 — Нос;
- 1979 — Жил-был настройщик (совм. с В. М. Алениковым);
- 1982 — Свадебный подарок (совм. с В. В. Гераскиным);
- 1983 — Чучело (совм. с В. К. Железниковым);
- 1990 — Я сюда больше никогда не вернусь (короткометражный);
- 1996 — Портрет неизвестного солдата (не окончен).
Роли в театре в Московском ТЮЗе:
- «Место в жизни» М. Ф. Шатрова (режиссёр Е. Евдокимов) — Игорь;
- «Павлик Морозов» по В. Г. Губареву — Яшка;
- «Чудесный мальчик» Е. С. Рысса — Вова Ермаков;
- «Новый костюм» М. Г. Львовского;
- 1955 — «Чистые руки» М. Ф. Шатрова — Лёня Горбатов;
- 1955 — «Её будущее» Л.Б. Гераскиной, Режиссеры: П.В. Цетнерович, Е.С. Евдокимов — Тэд, стиляга;
- 1956 — «О чём рассказали волшебники» В. Н. Коростылёва (по стихам К. И. Чуковского) — Бармалей.
Роли в кино:
- 1954 — Школа мужества — парень-реалист;
- 1955 — Педагогическая поэма — Степан Перец, воспитанник;
- 1955 — Пути и судьбы — Венник, врач-хирург;
- 1956 — Это начиналось так… — Вася Лапшин, тунеядец;
- 1958 — Наш корреспондент — Николай Уваров, бригадир сварщиков;
- 1959 — Шинель — Акакий Акакиевич Башмачкин;
- 1960 — Мост перейти нельзя — Стэнли, официант;
- 1960 — Осторожно, бабушка! — Иван Ильич, библиотекарь;
- 1960 — Балтийское небо — старший лейтенант Кабанков, комиссар эскадрильи;
- 1960 — Русский сувенир — эпизод;
- 1961 — Воскресение — сумасшедший;
- 1962 — Путешествие в апрель — виноторговец;
- 1963 — Сон в руку (новелла в киноальманахе «Большой фитиль») — взяткодатель;
- 1963 — Пропало лето — покупатель в соломенной шляпе на рынке;
- 1963 — Сотрудник ЧК — священник;
- 1963 — Улица Ньютона, дом 1 — рыболов-браконьер;
- 1963 — Я шагаю по Москве — «загипнотизированный» прохожий;
- 1963 — Непридуманная история — парень на брусьях;
- 1964 — Вызываем огонь на себя — Терех, полицай;
- 1964 — Женитьба Бальзаминова — Лукьян Лукьяныч Чебаков, военный;
- 1964—1974 — Фитиль (короткометражный) — (1964 — «Умелая защита» (фильм № 30) — Панков, адвокат, 1965 — «На троих» (фильм № 32) — интеллигент-собутыльник, 1965 — «Булочка с маком» (фильм № 35) — клиент ресторана, 1972 — «Самый храбрый» (фильм № 119) — человек в очереди, 1974 — «Начнём новую жизнь» (фильм № 150) — Василий Шагин, многоженец / его отец);
- 1965 — Звонят, откройте дверь — Павел Васильевич Колпаков, трубач;
- 1965 — Здравствуй, это я! — Олег Пономарёв, физик;
- 1966 — Айболит-66 — Бармалей / Автор;
- 1966 — Душечка — Иван Петрович Кукин, театральный антрепренёр;
- 1966 — Андрей Рублёв — скоморох;
- 1967 — Бегущая по волнам — капитан Гез;
- 1967 — Комиссар — Ефим Магазаник;
- 1968 — Капа (короткометражный) — фронтовик Иван;
- 1968 — Мёртвый сезон — Иван Павлович Савушкин, актёр;
- 1968 — Служили два товарища — Иван Карякин, красноармеец;
- 1969 — Адам и Хева — старик-шубурумец;
- 1969 — Жди меня, Анна — друг Миня;
- 1969 — Последняя реликвия — монах Иоганнес;
- 1969 — Сюжет для небольшого рассказа — Михаил Павлович Чехов;
- 1969 — Внимание, черепаха! — бабушка Вовы Диденко;
- 1971 — Дикий капитан — адмирал;
- 1971 — Ехали в трамвае Ильф и Петров — Иван Самойлович Федоренко; (на телеэкраны вышел 19 августа 1972);
- 1971 — Корона Российской империи, или Снова неуловимые — лысый «император»;
- 1971 — Проверка на дорогах — Иван Егорович Локотков, командир партизанского отряда;
- 1971 — Телеграмма — поющий новосёл;
- 1972 — Меченый атом — Пчёлкин, проводник;
- 1972 — Принц и нищий — сэр Вильям, церемониймейстер;
- 1972 — Петерс — Терехов, начальник московской милиции;
- 1972 — Сойти на берег — Коклов;
- 1973 — Большая перемена — Александр Трофимович Петрыкин, напарник Ляпишева;
- 1973 — Докер — Агапов;
- 1973 — Исполняющий обязанности — маляр;
- 1973 — Капитан (короткометражный) — дядя Харитон, капитан дальнего плавания;
- 1974 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — Дирижёр / Леонид Ломакин, нерадивый шофёр / Марья Фёдоровна, глухонемая старушка с кошками;
- 1974 — О загадках смеха и… (научно-популярный) — ведущий;
- 1975 — На ясный огонь — генерал Дубасов;
- 1975 — Приключения Буратино — Кот Базилио;
- 1976 — Деревня Утка — Шишок;
- 1976 — Дни хирурга Мишкина — Иван;
- 1976 — 12 стульев — отец Фёдор;
- 1976 — Обыкновенная Арктика — Андрей Миронович, доктор полярной станции;
- 1976 — Подранки — Владимир Громов;
- 1977 — Рудин — Африкан Семёныч Пигасов;
- 1977 — Хождение по мукам — Кузьма Кузьмич, расстрига;
- 1977 — Нос — Платон Кузьмич Ковалёв, коллежский асессор / Нос Ковалёва / Иван Яковлевич, цирюльник / мужик с обозом лошадей;
- 1977 — По семейным обстоятельствам — логопед;
- 1977 — Про Красную Шапочку — Охотник;
- 1977 — Юлия Вревская — маркитант Брофт;
- 1978 — Вредная работа (новелла в киноальманахе «По улице комод водили» — участковый врач[en];
- 1978 — Пока безумствует мечта — Панкратьев;
- 1979 — Жил-был настройщик — Иван Иванович, настройщик;
- 1979 — Пена — Полудушкин;
- 1979 — Поговори на моём языке (короткометражный) — Эдик;
- 1979 — Приключения Али-Бабы и 40 разбойников — главарь разбойников Абу Хасан / правитель Гюльабада;
- 1980 — Мнимый больной — лекарь Диафуарус;
- 1980 — Из жизни отдыхающих — Виктор Лисюткин, аккордеонист;
- 1980 — Амнистия — Иван Петрович Кичкайло, профсоюзный руководитель;
- 1981 — Вакансия — Аристарх Владимирович Вышневский;
- 1981 — Душа — Альберт Леонидович Гроб, администратор певицы;
- 1981 — Золотое руно — дядя Миша, сапожник;
- 1981 — Куда исчез Фоменко? — Манечкин, начальник цеха;
- 1981 — Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна — Мефф Поттер;
- 1982 — Свадебный подарок — Яша, биолог;
- 1983 — Чучело — дирижёр военного оркестра;
- 1984 — Герой её романа — Марио Джузеппе Фаворито;
- 1985 — Искренне Ваш — Геннадий Сергеевич Постников, режиссёр;
- 1985 — Эй, на линкоре! (новелла в киноальманахе «Мостик») — Семён Лукич Коновалов, больной;
- 1985 — Реквием по филею (новелла в киноальманахе «В поисках выхода»);
- 1985 — Начни сначала — Зуев, музыкальный критик;
- 1985 — Подсудимый — адвокат;
- 1985 — Соучастие в убийстве — Фрэнк Филдс, комиссар полиции;
- 1985 — Этика водителя (короткометражный) — человек за рулём;
- 1986 — Письма мёртвого человека — профессор Ларсен;
- 1986 — Чегемский детектив — милиционер;
- 1986 — Чичерин — Габриэле Д’Аннунцио;
- 1989 — Оно — Пётр Петрович Фердыщенко;
- 1989 — Сын клоуна;
- 1991 — Вне;
- 1992 — Арбитр — Владимир Иванович;
- 1993 — Серые волки — Никита Хрущёв;
- 1993 — Я — Иван, ты — Абрам — Нахман, отец Мордхе;
- 1995 — Золотое дно — Солёненький, маргинал;
- 1995 — Русский паровоз — Джон Сильвер, «американский» бизнесмен;
- 1995 — Ширли-мырли — покупатель бриллианта;
- 1997 — Ночь жёлтого быка — пожилой киномеханик (последняя роль в кино);
Автор:
- Быков, Ролан Антонович. Заколдованная принцесса. — Москва: Малыш, АСТ, Астрель, 2009. — 159 p. — ISBN 978-5-17-061373-1, 978-5-271-24866-5. Иллюстрации Дениса Гордеева;
- Быков, Ролан Антонович. Я побит — начну сначала! Дневники. — Москва: АСТ, 2011. — P. 749. — ISBN 978-5-271-27396-4.
Ролан Антонович Быков скончался
6 октября 1998 года в Москве. (С. В. Кудрявцев)
- Смотрите другие биографии знаменитостей по фамилии на букву Б.
- Знаменитых мужчин по имени на букву Р (и женщин).
- Описание отчества Антонович.
- Описания мужских имён на букву Р (и женских).
- Описания мужских отчеств (и женских).
- Описание мужского имени-отчества на букву Р (и женских).
- 100 самых распространенных русских фамилий.
- 250 общерусских фамилий.
- 100 самых распространённых фамилий США[en].
- И суть букв имени в расшифровкеРасшифровывать — разобрать, прочитать зашифрованное, закодированное. российского астролога Астрология (от греческого astron — звезда и logos — слово, учение) — учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени (см. Гороскоп).
Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.
Возрождение интереса к астрологии произошло после 1-й мировой войны, феномены астрологии связываются с тонкими космическими и биокосмическими ритмами и т. п. С середины 20 века астрология вновь приобрела популярность.
Феликса Казимировича Величко.
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме |
Подпишитесь на новости: |
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь! Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя…
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся
.
Нажимая в комментарии на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных:
Опубликовать биографию, о компании[en] | Спасибо за чаевые Политика конфиденциальности | Главная | Связь
Фильмы с актёром
Какие только роли в кино ему не предлагали! На экране Быков-артист дебютировал в 1954 году в одной из первых режиссёрских работ Владимира Басова «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара «Школа» в образе учащегося реального училища. Кинопроизведение стало одним из лидеров проката того сезона. Затем последовали фильмы «Педагогическая поэма», «Пути и судьбы», «Это начиналось так…».
В 1959 году в свою дебютную ленту по гоголевской повести «Шинель» на главную роль Акакия Акакиевича пригласил Быкова Алексей Баталов. Ролан справился с поставленной задачей блестяще.
После этого актёр снялся в нескольких фильмах во второстепенных ролях (особенно заметным стало участие в фильмах Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» и Андрея Тарковского «Андрей Рублёв»), прежде чем ему вновь предложили значительную работу. Это была картина Саввы Кулиша «Мёртвый сезон» о разведчике Ладейникове. В одной из главных ролей – бывшего узника концлагеря Савушкине – зрители увидели Быкова.
В том же 1968-м артист сыграл красноармейца Карякина в драме режиссёра Карелова «Служили два товарища». Быков совместно с молодым на тот момент Олегом Янковским составили великолепный дуэт – оба исполнителя во всех эпизодах отработали безупречно!
В 71-м был снят военный фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах», в котором герой нашей статьи предстал в образе командира партизанского отряда Локоткова. Эта одна из лучших ролей Быкова, но, к сожалению, фильм положили на полку якобы за искажение истории, дегероизацию народного сопротивления. Фильм вышел на экраны только с началом перестройки в стране.
Интересной получилась работа Быкова в комедии Алексея Коренева «Большая перемена», где артист изобразил рабочего Петрыкина, занимающегося воспитанием своего коллеги и возвращением его в школу. Позднее Ролан Антонович сыграл в ещё одной ленте Коренева «По семейным обстоятельствам». Перед нами предстал артист в роли логопеда, не умеющего произносить нескольких букв алфавита.
В сказке «Приключения Буратино» режиссёр Леонид Нечаев доверил Быкову роль кота Базилио, а лису Алису сыграла жена Ролана – Елена Санаева. Супруги изумительно вжились в образы мошенников, а позднее смешно и трогательно сыграли влюблённую пару в фильме «Жил-был настройщик».
Явно удалась Быкову и роль отца Фёдора в телефильме «12 стульев» в постановке Марка Захарова.
Пронзительной и одновременно глубокой получилось у актёра перевоплощение в профессора Ларсена в антиутопической ленте 1986 года «Письма мёртвого человека».
В 1993-м в ленте «Серые волки» Быков сыграл генсека Хрущёва.
Избранная фильмография:
- «Воскресение»;
- «Вызываем огонь на себя»;
- «Звонят, откройте дверь»;
- «Комиссар»;
- «Ехали в трамвае Ильф и Петров»;
- «Подранки»;
- «Хождение по мукам»;
- «Из жизни отдыхающих» и многие другие.
Ролан Быков. Биографическая справка
До 1958 года был актером Московского ТЮЗа. В ТЮЗе Быков поставил острый сатирический, полный эксцентрики спектакль по пьесе Вадима Коростылева «О чем рассказали волшебники».
В кино Ролан Быков начал сниматься в 1954 году, сыграв первую роль в фильме Владимира Басова «Школа мужества». Среди его лучших актерских работ: «Шинель» (1959), «Андрей Рублев» (1966), «Комиссар» (1967), «Мертвый сезон» (1968), «Служили два товарища» (1968), «Проверка на дорогах» (1971), «Приключения Буратино» (1975), «Нос» (1977), «Письма мертвого человека» (1986), «Оно» (1989). Всего Быковым было сыграно более ста киноролей.
В 1958‑1960 годах Быков был режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, в 1958 году реорганизовал общеуниверситетский театральный коллектив в Студенческий театр МГУ ‑ первый публичный студенческий театр Москвы, и возглавил его. В разные годы в театре работали такие известные актеры и режиссеры, как Ия Саввина, Алла Демидова, Сергей Юткевич, Марк Захаров и Роман Виктюк.
Будучи руководителем театра МГУ, Быков поставил остропублицистическую пьесу «Такая любовь» Павла Когоута. О спектакле много говорили.
В 1960 году Быков пришел на киностудию «Мосфильм», где был сначала актером, а позже стал режиссером художественных фильмов.
Режиссерский дебют Ролана Быкова в кино состоялся в 1962 году, когда он поставил комедийную ленту «Семь нянек». В жанре комедии была сделана и вторая его картина ‑ «Пропало лето», которую он снял в 1964 году вместе с режиссером Никитой Орловым. Фильм «Айболит‑66», снятый Быковым по сказке Корнея Чуковского, стал заметным шагом в развитии музыкально‑комедийного кино, а сыгранная Быковым роль Бармалея ‑ одной из ярких страниц его артистической биографии.
В 1967 году был награжден премией Московского комсомола за создание фильмов для детей и юношества.
Ролан Быков ‑ один из лучших режиссеров детского кино, а созданные им фильмы «Внимание, черепаха!» (главный приз Московского кинофестиваля в Москве, 1971), «Телеграмма» (1971), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (приз Всесоюзного кинофестиваля, 1975) вошли в «золотой фонд» советского кинематографа.
Последний фильм режиссера – «Чучело» (1983). Это глубоко реалистическая и вместе с тем лирическая картина. Судьба фильма была сложной, но в 1986 году за этот фильм Быков получил Государственную премию.
С 1989 года Ролан Быков был художественным руководителем объединения «Юность». В 1989 году он также организовал Всесоюзный Центр кино и телевидения для детей и юношества, позже преобразованный в Международный Фонд развития кино и телевидения для детей и юношества. После смерти Быкова фонд получил название «Фонд Ролана Быкова».
Ролан Быков ‑ Народный артист СССР (1990). Избирался секретарем Союза кинематографистов СССР.
В 1989‑1991 годах был народным депутатом СССР.
Возглавлял Внепартийное общественно‑политическое «Движение 95» – Союз общественных организаций работников культуры, науки, образования и экологии.
В 1994 году Быков был награжден почетной Золотой медалью им. Льва Толстого, вручаемой ежегодно Международной ассоциацией детских фондов.
Ролан Быков был академиком Российской академии кинематографических искусств. С 1998 года ‑ почетный профессор МГУ.
Быков был дважды женат. Сын от первого брака Олег Роландович (1956 года рождения) ‑ выпускник экономического факультета ВГИК. Вторая жена ‑ актриса Елена Санаева.
Умер Ролан Быков 6 октября 1998 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 2006 году в связи с 250‑летием театра Московского университета была учреждена ежегодная театральная премия имени Ролана Быкова. Оргкомитет возглавляет вдова актера, вице‑президент Фонда Ролана Быкова Елена Санаева.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Награды и звания
За всю карьеру Ролана Антоновича удостаивали множества наград и званий:
- ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
- медалей «За трудовую доблесть», имени Льва Толстого;
- госпремий за фильм «Чучело», за роль профессора в «Письмах мёртвого человека», за создание фильмов для детей и юношества;
- премии различных международных фестивалей;
- в 1998 году получил звание почётный профессор МГУ.
Личная жизнь и семья
Ролан Быков был женат дважды. Первая жена – Лидия Николаевна Князева, актриса, известная по роли обезьянки Чи-чи в быковской постановке «Айболита». Своими детьми пара не обзавелась, зато усыновила мальчика из детдома, присвоив ему имя Быков Олег Роландович. К сожалению, парень оказался очень трудным. Учился спустя рукава, работать не хотел. Ролан Антонович сильно с ним намучился. К слову, Олег пережил отца всего на четыре года.
Вторая жена Елена Всеволодовна Санаева – известная советская актриса. У неё от предыдущего брака был сын, так что у Быкова появился ещё один приёмный сын – Павел Владимирович Санаев, которого Ролан любил и воспитывал как собственного. Вот такая была личная жизнь у известного человека.
«Вы такая красавица, но замужем, а я влюблен»
Свою большую любовь Ролан Быков встретил, когда ему было уже 43. К тому времени актер развелся с первой женой, Лидией Князевой, с которой прожил пятнадцать не очень счастливых лет. Со своей будущей возлюбленной Быков знакомиться и вовсе не очень-то хотел. По телефону ему сообщили, что в картине «Докер» его жену будет играть дочь актера Санаева. Быков расстроился — не любил он этих «папенькиных дочек». Но позвонил будущей партнерше по площадке и сказал: «Здравствуйте, Елена! Мы с вами вместе летим в Ленинград на съемки». Нежный девичий голос вежливо предложил знаменитому актеру лететь в одиночестве: «Я не летаю на самолетах. Доберусь поездом».
Встретились уже на площадке. А через несколько дней он вдруг заявил, что в сценарии обязательно должна быть сцена, в которой его герой целует героиню Санаевой, и, не дожидаясь поправок в тексте, поцеловал актрису в губы на глазах у изумленной группы. После чего объявил перерыв, прилег на кровать и попросил ее сесть рядом. «Вы слышите, как колотится мое сердце? Вы такая красавица, но вы замужем, а я влюблен. Что же делать?» — весьма картинно признался Быков. «Что делать? Роли играть», — спокойно ответила Елена. Так началась их долгая и непростая совместная жизнь.
Муж отказывался дать развод Елене, Быкова принимали за ее отца из-за значительной разницы в возрасте. Все это страшно злило Ролана Антоновича. Зато Елена оставалась совершенно спокойна. Жили они вместе с матерью режиссера. Ольга Матвеевна недолюбливала Санаеву, но старалась обожаемому сыну жизнь не портить, сохраняла нейтралитет, ни во что не вмешивалась. Быков и Санаева, кажется, никак не могли насытиться друг другом. Елена полностью растворилась в любимом, он не отпускал ее ни на минуту. «Если я выходила в магазин, он меня всегда встречал со словами: “Где ты так долго ходишь?” — вспоминала актриса. — Объясняла ему, как маленькому: “Ролочка, я же не летаю. Старалась побыстрее, вот принесла продукты…” — “Все равно мне было очень плохо без тебя”». Она ездила с ним на съемки, взяла на себя все заботы о его здоровье, ухаживала за ним, когда он впадал в депрессию. Ради Быкова Елена вынуждена была на несколько лет отказаться от сына Павла: у мальчика была астма, а Быков много курил. Родители Елены забрали Павла к себе.
«Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу…», — так опишет свое детство Павел Санаев в книге «Похороните меня за плинтусом», ставшей бестселлером. Писать ее он начал еще в юности. «Карлик-кровопийца» Быков читал первые главы. И ему понравилось.
Каждая встреча с ребенком давалась Елене мучительно. Порой разлука оборачивалась такой болью, что Санаева не выдерживала. Однажды даже попыталась увести сына с собой, но вскоре Быков засобирался на съемки. Оставить любимого без присмотра Елена не могла. Воссоединиться с сыном ей удалось, лишь когда ребенку исполнилось 11 лет. Обожавший детей Быков был только рад сблизиться с Пашей, но мальчик ревновал мать к отчиму и отчаянно сопротивлялся любым попыткам Ролана Антоновича стать для него настоящим отцом. «Паша, я буду сражаться с тобой за тебя», — говорил Быков мальчику. И в конце концов сломил сопротивление непокорного подростка.
И все-таки они были счастливы вместе. Несмотря на сложные отношения Елены с Ольгой Матвеевной, несмотря на трагедию с Пашей, несмотря даже на то, что Быков одно время долго и много пил. Он попал в немилость, его сценарии отвергались, его работы оказывались «на полке». Именно Елене удалось вернуть его к жизни. И тогда он произнес фразу, позже ставшую афоризмом: «Я побит, начну с начала!»
Фото Ролана Быкова
Всевозможных изображений, на которых фигурирует известный актёр и режиссёр, во Всемирной паутине превеликое множество. Фото Ролана Быкова есть и в модной сети Инстаграм. Правда, кто распоряжается этой страницей, доподлинно неизвестно – возможно, Паша Санаев. Есть там и архивные кадры со съёмочных площадок, снимки Быкова в молодости и фото в старости, а также последние фото. Если желаете ознакомиться подробнее, то наберите в поисковике хэштег #роланбыков в Instagram.
Последние годы жизни
В девяностые актёр не так интенсивно снимался как раньше, сказывались годы и навалившиеся болезни. Тем не менее, Быков нередко появлялся на экране телевизора в различных телепрограммах, документальных проектах, успевал к тому же руководить своим именным фондом. Работал над фильмом о войне под названием «Портрет неизвестного солдата», но закончить его так и не успел. Вдобавок писал стихи, книги воспоминаний – в общем, трудился немало для своего возраста.
Последний раз зрители увидели легенду кино в живую в начале мая 98-го на одном из центральных телеканалов. В передаче артист пытался шутить, быть весёлым, энергичным, но наиболее внимательные заметили, каких трудов это ему стоило. У телецентра во время эфира дежурила карета скорой помощи. После записи программы Быков был госпитализирован.
Смерть актёра
В середине девяностых у Быкова была диагностирована тяжёлая форма рака лёгких – вот от чего умер любимец публики. Его дважды оперировали, но особо положительных результатов эти хирургические вмешательства не дали – лишь на пару лет продлили жизненный путь. 6 октября 1998 года Ролан Антонович скончался в одной из московских больниц. Когда умер великий артист, через три дня состоялась церемония прощания и похороны на Новодевичьем. Могила актёра находится на участке №10. Памятник представляет собой гранитную стелу с крестом сверху.