Россия, Нижний Тагил
Телефон:
+7 (343) 521-40-.. Показать номер
Пн-вс: 09:00—20:00
whatsapp telegram vk email

Олег Даль и Елизавета Эйхенбаум-Апраксина: 11 лет счастья

Судьба выдающегося артиста Олега Даля была полна драматических моментов – его врожденный перфекционизм и аристократические манеры помогли ему найти свое амплуа на сцене, но стали несовместимыми со счастливой жизнью чертами характера. Ведь он был чётко уверен, что существовать без бесконечного стремления к идеалу – пусто, и всегда изводил себя до предела ради совершенства во всем. Что же сформировало в актёре такие непоколебимые убеждения и чем они ему обернулись? Жизненный и творческий путь Олега уникален.

image Олег Даль. Фото livejournal.com

Краткая биография Олег Даля

Будущий актер родился в маленьком городке рядом со столицей – в его семье уже были талантливые предки, среди которых самым известным был Владимир Даль, автор словаря русского языка. Но при этом родители работали на обычных профессиях, не связанных с искусством. Поэтому, когда после окончания войны старший сын семейства (с ним росла ещё младшая сестра с удивительным именем Ираида) заявил, что желает поступить на театральный факультет, взрослые не спешили поддерживать его опрометчивое решение. Мол, а как же стабильный заработок, как он будет выживать между гонорарами?

Олег Даль в юности. Фото stuki-druki.com

Но своевольный Олег ДАль, биография которого до сих пор интересна многим, не слушал этих опасений. Он сам собрался и поступил в «Щепку» с первого раза, даже несмотря на картавость – уже на первом курсе его быстро научили грамотно и четко говорить. Зато артистичность юноши была неопровержимой, и он легко стал любимчиком преподавателей.

Олег Даль в молодости. Фото myseldon

После выпуска молодой талант сразу же пригласила к себе работать команда театра «Современник». Он очень хорошо вписался в труппу, ведь почти все актеры этого театра отличались особым врожденным благородством и Олег Даль, личная жизнь которого можно назвать бурной, тоже подходил по это требование благодаря своей интеллигентности и изящным чертам внешности. Несколько лет он проработал исполнителем второстепенных ролей, но потом ему доверили ведущую партию в пьесе «На дне» – и успех сам пришел к парню.

Последняя роль Даля в театре. Фото © ТАСС, Строков Михаил

Вместе с работой в театре он стал параллельно сниматься в кино – но любил больше именно сцену, поэтому после съёмок спешил быстрее стать частью нового спектакля.

Олег Даль в фильме “Земля Санникова”. Фото stuki-druki.com

Смерть актера

Последняя роль оказалась самой сложной в актерской карьере Олега Даля, так как его долго не желали утверждать на роль. Из-за этих проблем здоровье популярного актера было подорвано. Но к тому же, это повлияло и на то, что актер стал много выпивать. Уже 3 марта 1981 года из – за сердечного приступа талантливый актер скончался в Киеве, где в то время он находился в командировке. Актеру было 39 лет. Причиной смерти стал сердечный приступ, вследствии частого употребления алкоголя. Похоронен Олег Даль в Москве.

Личная жизнь Олега Даля

В это же время начались страсти в личной жизни. Актёр был женат трижды, и все три раза попытки создать счастливую семью терпели крах – всё-таки с гением тяжело ужиться. Первый брак он пытался заключить с коллегой по актёрскому цеху Ниной Дорошиной, на 7 лет его старше.

Она на то время была замужем, имела любовную связь с Олегом Ефремовым. Даль спас её, когда девушка тонула в море, и сразу предложил выйти за него. Нина согласилась. Но еще на свадьбе случился инцидент, убедивший мужчину в неверности невесты, и он разочаровался в своей избраннице. Посреди торжества она сбежала с Олегом Ефремовым на пару часов, а Далю больше не требовалось никаких объяснений. Они прожили буквально пару недель вместе, после чего решили прекратить ставшее невыносимым сожительство.

Олег Даль и Нина Дорошина. Фото uznayvse.ru

Второй раз Олег Даль (Википедия) женился на Татьяне Лавровой – правда, к тому времени он очень изменился из-за предательства прежней возлюбленной. Женщину тоже нельзя было назвать мягкой, поэтому два строгие характеры не сошлись. Из-за второго развода актер постепенно стал выпивать, что впоследствии вылилось в серьезную зависимость – пришлось закодироваться.

Олег Даль и Татьяна Лаврова. Фото Вокруг ТВ

Третьей супругой артиста стала Елизавета Апраксина – она наконец-то подходила мужу по темпераменту, но несчастьем для молодожёнов стала необходимость жить с тёщей – актер постоянно ссорился с матерью жены и однажды не выдержал, молча ушел из дома.

После этого супруги приняли окончательное решение съехать и тогда семейная жизнь наладилась. Девушка очень любила и поддерживала совсем уставшего от жизни артиста, но он уже не знал, зачем продолжает и достигшую своего пика карьеры (в то же время погиб его близкий товарищ Владимир Высоцкий, и на его похоронах Даль сказал, что он будет следующим), и ставшую бесцельной жизнь.

Олег Даль и Елизавета Апраксина. Фото uznayvse

Олег Даль и Елизавета Эйхенбаум.

История любви.

На «Ленфильме» советских лет среди сотрудниц монтажной мастерской существовал неписанный закон: в актеров не влюбляться! Но Елизавета Эйхенбаум этот закон нарушила и полюбила артиста — Олега Даля. Полюбила, почувствовав и приняв в нем то, что другие — его коллеги, родственники, близкие, — может быть, не могли или не хотели разглядеть в этом человеке в полной мере: нежность, чуткость, ранимость, беззащитность… «Человек без кожи», — сказала о своем любимом Елизавета Даль. Вместе они прожили десять нелегких, трагических и счастливых лет, в которых было все: радость и умиротворение, ссоры и обиды, встречи и расставания… Быть женой талантливого артиста всегда нелегко, тем более артиста такого склада, как Олег Даль.

Он был «неудобным» актером и человеком — чересчур честным, чересчур принципиальным, чересчур прямым. Даль не уживался ни с кем, уходил из театров и от режиссеров, прерывал съемки, пил. Он не был отмечен ни одной из кинематографических наград. С горькой иронией Олег Даль называл себя не народным, а «инородным» артистом. Но женщина, предназначенная ему судьбой, любила не «вопреки чему-то» и не «за что-то», — она просто любила и была счастлива от того, что ее любовь взаимна. Годы, прожитые вместе с Далем, Елизавета считала «самым большим подарком Судьбы».

Они познакомились 19 августа 1969 года, когда Елиза­вета Эйхенбаум праздновала в ресторане свой тридцать второй день рождения. Это было в Нарве, на съемках кар­тины режиссера Г. М. Козинцева «Король Лир». Олег Даль играл в этом фильме роль Шута, а Лиза работала монтаже­ром. «То, что я попала на фильм «Король Лир», сыграло в моей жизни огромную роль, — вспоминала позднее Ели­завета Даль. — Для меня до сих пор есть в этом что-то мистическое: если бы этот фильм снимал не Григорий Михайлович, а кто-то другой, но снимался бы Олег, — мы бы не стали мужем и женой. Что-то тут было… Я помню приход Григория Михайловича на очередной просмотр материала и его слова, обращенные ко мне: «Лиза, какой у нас вчера был Олег на съемке!!!». Я подумала тогда — по­чему Козинцев говорит об этом мне, может быть, он что-то знает больше меня? Тогда у меня самой еще не было никаких серьезных мыслей о нас с Олегом…». Никакого романа на «Короле Лире» у них не случилось. Но стран­но — едва они познакомились, Лиза там, в Нарве, вдруг сказала Олегу: «Приходи ко мне в Ленинграде, я покажу тебе, что такое счастье». И потом сама себе удивлялась. Почему она вдруг произнесла эти слова? Откуда у нее по­явилась уверенность, что она может создать для этого че­ловека семейное, домашнее счастье? Однако так все и слу­чилось. Даль пришел к ней, и они были вместе до самой его смерти.

О том, как они встретились в Ленинграде впервые пос­ле съемок «Короля Лира», Елизавета Даль вспоминает: «Как раз в это время у меня был романчик с Сережей Довлатовым, служившим тогда секретарем у писательницы Веры Пановой. Однажды вечером он сидел у меня дома, мы жарили мясо и пили водку. Позвонил Олег, попросил раз­решения прийти. Я его пригласила. И вот два моих по­клонника весь вечер пытались пересидеть друг друга. В ка­кой-то момент я вызвала Олега в коридор и предложила ему уйти вместе с Сережей, а затем самому вернуться. Он так сердито посмотрел на меня, но послушался… Я увиде­ла в его глазах, что это ему жутко не понравилось. Потом, когда хорошо узнала Даля, поняла, что он не любил и, не умел хитрить. Никогда и ни в чем. Даже в мелочах. Так вот: Олег Даль с Сережей Довлатовым ушли вместе, а по­том Даль позвонил мне из автомата. Спросил очень стро­го: «Ну и что ты скажешь?» Я сказала просто: «Приходи». Он пришел… Рано утром ему надо было ехать в аэропорт — он улетал с театром «Современник» в Ташкент и Алма-Ату на гастроли… Перед уходом Олег предложил разбу­дить маму, сказав, что хочет попросить у нее моей руки. «Мы должны зарегистрироваться, так как будем много ез­дить и жить в гостиницах. Я не хочу, чтобы нас селили в разных номерах», — заявил Олег». Это было в мае 1970 года, а уже 27 ноября того же года Олег Даль и Елизавета Эйхен­баум (по отцу Апраксина) стали мужем и женой. Лиза не собиралась менять свою девичью фамилию, но в загсе Олег так строго на нее посмотрел и засиял, как ребенок, когда она согласилась стать Даль…

«Почему я вышла за Олега, хотя видела, что он сильно пьет? С ним мне было интересно. Мне было уже 32 года, и я думала, что справлюсь с его слабостью. Каким-то внут­ренним чувством ощущала: этого человека нельзя огор­чить отказом…» — говорила Е. Даль. Первые годы их се­мейной жизни были особенно трудными: Даль очень сильно пил, потом стал «зашиваться» и мог подолгу не пить, по­том снова срывался… «Тогда Олег пил всерьез, и я не могла к этому привыкнуть, не могла справиться, — вспомина­ла Елизавета Алексеевна. — Справлялась в основном моя мама, которая его обожала с самого первого дня, — и он ее тоже. Был момент, когда я просто не могла ходить на работу — он не приходил ночевать или приходил ограб­ленный, с него снимали часы, шапку… Мне приходилось ездить за ним в вытрезвитель. И вместе с тем были чудные месяцы, когда он не пил и все было замечательно… Олег понимал прекрасно, что у нас рушилась жизнь, очень хо­тел избавиться от этой- привычки. Все это в его дневнике записано. Он понимал, но ничего не мог сделать. Хотя был человеком очень сильной воли».

Но несмотря ни на что Олег и Лиза почти не ссори­лись — во многом благодаря Лизиному терпению, ее уме­нию прощать. Лишь поначалу она обижалась, когда муж, даже будучи трезвым, в бешенстве срывал на ней злость! Потом она поняла, что весь этот гнев к ней не относится что Олегу просто надо выплеснуть эмоции, освободиться от них. Она училась терпеть. И научилась. А промолчав, не ответив ему тем же, тут же, через пять минут, получала от него такую, пусть не высказываемую словами, благо­дарность за то, что все приняла на себя, улыбнувшись, нисколько не обидевшись… Лиза почувствовала главное: Олегу очень важно знать, что он может прийти домой та­кой, какой он есть, и его поймут. Ему не надо было тра­тить дополнительные силы на то, чтобы притворяться, иг­рать, актерствовать еще и дома. «Живя с Олегом, я с каждым днем менялась, переделывала себя. Я жила его жизнью», — говорила Елизавета Даль.

До встречи друг с другом и Лиза, и Олег уже имели опыт семейной жизни. Даль был женат на актрисе Татьяне Лавровой, их брак продержался совсем недолго — всего полгода, а Елизавета четыре года была замужем за Леони­дом Квинихидзе, впоследствии ставшим известным кино­режиссером (зрители знают его по фильмам «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки»). Это были ранние, сту­денческие браки. Семейные отношения по разным причи­нам не сложились. «Неудивительно, что из этого ничего не получилось», — сказал о своем первом супружеском опыте Олег Даль.

Через два года после того, как Олег и Лиза поженились, они переехали в Москву, поменяв роскошную ленинград­скую квартиру в писательском доме на двухкомнатную «хру­щевку» в конце Ленинского проспекта. Квартирка была кро­хотная, слышимость жуткая, живущая этажом ниже старушка возмущалась вполне серьезно: ваши котята топают и меша­ют мне спать… Однако новоселы не унывали. «Мы жили там вчетвером, — вспоминает Лиза. — Олег, я, мама и чувство мора. Когда к нам кто-то неожиданно приходил, я не мог­ла сказать, что Олега нет дома, потому что в квартире отку­да-нибудь обязательно торчали то его нога, то рука, то его нос… Мама Олега жила в двухкомнатной квартире в Любли­но. В это время Олег перешел из «Современника» в Театр на Малой Бронной, директором которого тогда был Дупак — очень предприимчивый человек. Олег попросил его помочь обменять наши две квартиры на одну в центре, в противном случае он пригрозил уйти из театра, так как ездить ему при­ходилось очень далеко. Дупак нам помог. В 1978 году мы переехали в четырехкомнатную квартиру на Смоленском бульваре. Олег полюбил эту свою квартиру, всячески ее бла­гоустраивал». С этой квартирой в самом центре Москвы, которую артист обожал, связана странная история. Когда-то Олег Даль с актером Игорем Васильевым проезжал мимо этого дома — он еще строился — и сказал: «Я буду здесь жить, это будет мой дом». Сказал — и забыл. Вспомнил лишь через десять лет, когда пришел сюда со смотровым орде­ром. Даль был счастлив в этой квартире. Раньше он часто называл себя бродягой и говорил, что не любит дом, теперь все изменилось. «Это не квартира, — говорил он. — Это — сон». Но чувство домашнего тепла, уюта пришло к нему не только и не столько благодаря новому дому, а главным об­разом благодаря той душевной близости, которая существо­вала в их семье. «Олег сразу подружился с моей мамой…. Ее отец, мой дед — Борис Михайлович Эйхенбаум — был знаменитым литературоведом, профессором, учителем Анд­роникова и соратником Тынянова и Шкловского. Когда деда не стало, я думала, что таких людей больше нет. И вдруг в Олеге я открыла похожие черты», — говорит Елизавета Алексеевна.

Даль обожал свою тещу Ольгу Борисовну, и та отвечала ему взаимностью. «Он мне понравился с первого взгляда. Удивительные глаза… — рассказывала О. Эйхенбаум. — Когда я на него первый раз посмотрела, то сказала себе: «Ну вот, пропала моя Лиза!». Я знала, что он давно холо­стяк, разошелся с Таней Лавровой и пять лет жил один… У меня, кстати, не было впечатления, что он безумно влю­бился в мою дочь. Правда, совершенно очаровательные Письма из Алма-Аты меня убедили в Лизином выборе… Человек он был особенный, поэтому мне с ним было очень легко. Я далеко не всех Лизиных поклонников любила, так что я совсем не каждому была бы легкой тещей…». Свою обожаемую тещу Даль называл Олей, Олечкой. Так же ста­ла звать свою маму и Лиза. Еще Олег Даль называл своих женщин Старшая и Младшая Кенгуру. Называл без ехид­ства и злости — по-доброму. «Почему кенгуру?» — спро­сили как-то Елизавету Алексеевну. Она рассмеялась в от­вет: «Наверное, потому, что мы сумки таскали очень тяжелые».

Потом они сделали из холла Олегу кабинет, и его счас­тье стало просто запредельным. Он мог, когда хотел, оста­ваться наедине с собой. Читал, писал, рисовал, слушал музыку. Теперь он говорил Елизавете Алексеевне серьезно и церемонно: «Сударыня! Вы на сегодня свободны. Я но­чью буду писать. А засну потом на диванчике, в кабине­те». Ольга Борисовна восклицала: «Олежечка! Но диван­чик-то узенький». — «Я тоже узенький», — успокаивал Даль тещу. На Смоленский бульвар Олег позднее привез и свою маму. Обе мамы — и Олега, и Лизы — не работали, будучи уже пенсионерками. И Лиза не работала. Так хотел Даль. Он говорил: «Когда ты служишь мне, ты приносишь боль­ше пользы кинематографии, чем сидя за монтажным сто­лом. Там тебя могут заменить». И Лиза стала служить Оле­гу. И никогда не жалела об этом. Жена одного актера как-то сказала Лизе: «Конечно, он тебя любит! А чего ж не лю­бить… Ты ему каждый день с утра до вечера говоришь, что он — гений». Лиза рассмеялась. Она если и говорила Далю, что он — гений, то лишь в шутку, всерьез он ей этого не позволил бы… Майя Кристалинская, с которой Даль од­нажды познакомил Лизу, посмотрев внимательно на нее, сказала: «Вы, наверное, очень счастливая». Елизавета за­думалась и после небольшой паузы согласилась: «Да». Но с тех пор на этот вопрос отвечала не раздумывая.

Лиза Даль и Ольга Эйхенбаум

Елизавета Алексеевна Даль как-то сказала о том, что очень важно знать, что ты счастлива именно в тот момент, когда ты действительно счастлива; не после, не потом, когда все пройдет и ты вдруг спохватишься и начнешь убивать­ся: ах, я, оказывается, была счастлива тогда и не знала, не догадывалась об этом; нет, надо знать о своем счастье в момент его рождения, в момент существования. Елизавета Даль часто вспоминала о том, как в 1973 году, в день ее рождения, на съемках в Таллинне картины «Вариант «Омега»» Олег подарил ей ведро роз. Ровно тридцать шесть штук, и там же, в Таллинне, представляя ее Ролану Быкову, ска­зал гордо и значительно: «Лиза Эйхенбаум, она же — гра­финя Апраксина, она же теперь — Даль». Такие яркие вспышки счастливых мгновений, которые случались в их жизни, они оба очень ценили и берегли в своей памяти. Елизавете эти воспоминания помогали выжить тогда, ког­да Олега уже не было рядом. Конечно, они приносили не только утешение, но и боль, и страдания. «Странно: когда я вспоминаю нашу жизнь, вижу ИХ вдвоем, ЕГО и ТУ Лизу. Не меня. ТУ Лизу похоронили вместе с Олегом, а я осталась как какой-то свидетель, — вспоминала Е. Даль. — Это не выдуманный образ, а мое ощущение. Я всегда вижу не себя с ним вместе, а их двоих. Не знаю, почему…». Даль был одинок в актерской среде. Лиза как никто другой понимала это. Она познакомила его с замечатель­ными литераторами — Шкловским, Андрониковым, Ка­вериным. Даль этих великих стариков обожал. И они его нежно любили. Но все же по-настоящему близких друзей у Олега Даля не было. Он был закрытым человеком, а окру­жающим нередко казалось — хмурым и нелюдимым, хотя это было не так. «Многим Олег казался мрачным челове­ком, но дома он всегда был веселым и добрым, — рас­сказывает Елизавета Алексеевна. — У него была заветная мечта — сыграть комедийную роль. Однажды Олег очень смешно изображал старика, и мне вдруг стало страшно: я поняла, что он сам никогда стариком не будет. Меня ни­когда не покидало ощущение, что его связывает с жизнью тонкая ниточка, которая может оборваться в любую се­кунду». Осуществить свою давнюю мечту Олегу Далю не довелось. Казалось, она уже почти сбылась — артиста при­гласили в Киев сыграть в долгожданной комедии, но спу­стя три дня после приезда в Украину — 3 марта 1981 года — Олег Даль ушел из жизни. Он предчувствовал свой уход — в дневнике артиста есть мысли о смерти. В октябре 1980 го­да он записал: «Стал думать часто о смерти. Удручает ник­чемность. Но хочется драться. Жестоко. Если уж уходить, то уходить в неистовой драке. Изо всех сил стараться ска­зать все, о чем думал и думаю. Главное — сделать». Свой Дневник, который артист вел с 1971 года, он никому и никогда не показывал. Только иногда звал жену и тещу к себе в кабинет и читал небольшие отрывки из своих запи­сей. «Полностью дневник я прочитала только после того как его не стало, — вспоминала Е. Даль — И пришла в ужас. Я знала, как ему было трудно, как он страдал, не вписыва­ясь в существующую систему. Но я даже не подозревала, как разрывалось его сердце».

«Я следующий», — сказал Даль на похоронах Владими­ра Высоцкого, который не был ему другом, но который очень близок ему духовно. Актеру А. Ромашину, жившему неподалеку от Ваганьковского кладбища, примерно в то же время он сказал такую фразу: «Толя, ты живешь там же? Я скоро там буду». И все же, хотя мысли о смерти преследовали его, актер не стремился к ней, как считали многие его коллеги. Некоторые из них думали даже, что Даль покончил с собой. То, что Олег Даль не желал смер­ти, подтверждает и вдова артиста: «Олег очень любил жизнь. Всё это грязные слухи о том, что он много пил и умер из-за пьянства. В последние годы особенно не пил. У него было слабое здоровье. Олег сам наложил запрет на спирт­ное. В Москве ходили слухи, что он покончил жизнь са­моубийством. А он умер просто во сне от остановки серд­ца, оно у него было слабое с детства. Последние месяцы мы жили в Монино, на даче под Москвой. За это время он мне сказал очень много хороших слов. Как-то пришел ут­ром на кухню и рассказал, что ему приснился Володя Вы­соцкий, который звал с собой. Я ответила: «Володя по­дождет, Олежек, ему там не скучно»».

Уже «после всего» одна приятельница сказала Лизе Даль: «Теперь он тебе все время будет чудиться. Ты выйдешь из дома, и вдруг чья-то походка, чей-то поворот головы, чьи-то черты лица напомнят его». Но никто, никогда, нигде и ничем не напомнил ей его. «Еще до знакомства с Олегом, когда я только смотрела его в кино, он поражал меня ка­кой-то нездешностью. Таким нездешним и остался», — говорила Е. Даль. Не «народным», а «инородным» артис­том Даль называл себя совсем не случайно. В нем дейст­вительно чувствовалась некоторая инородность. При этом он был очень требовательным к себе, к искусству и к кол­легам человеком. Э. Радзинский очень хорошо сказал, что Даль был болен прекрасной болезнью — манией совер­шенства. Именно она, может быть, не позволила ему сде­лать больше, чем он сделал. Он уходил из одного театра в другой, от одного режиссера к другому.

При этом Даль с блеском играл в самых разных филь­мах — от классики до сказок и приключений. Он любил почти все свои роли и был недоволен лишь одной своей работой — картиной «Земля Санникова». Остальные ему и Дизе нравилось смотреть вместе — это «было почти семейным ритуалом». Когда мужа не стало, Елизавета Даль смот­рела фильмы с его участием еще чаще. «Это для меня встре­ча каждый раз. Односторонняя, но встреча, — говорила она. — Помимо того, что показывают по ТВ, у меня еще есть кассеты, я смотрю, когда мне хочется, и это для меня радость».

После смерти мужа Елизавета Алексеевна не делала по­пыток вновь устроить свою личную жизнь. «Я никем не мог­ла заменить Олега. Ведь я его до конца так и не узнала. Это был абсолютно таинственный, загадочный человек. Я могла угадать любое его желание, понять его состояние, простить все что угодно, но как человек и как артист он остался для меня полнейшей загадкой».

Елизавета Даль пережила мужа на двадцать два года. Двад­цать два года она хранила память о нем. Без истерик, без надрыва, без публичных страданий. Она просто любила его. Как будто он не умер. Ее любовь к нему была тихой, сдер­жанной, живой, теплой, деликатной. Лиза Даль никогда не играла роль безутешной вдовы. Не искала нужных знакомств. А последнее время почти не выходила из дома. Она часто сидела в кабинете мужа, где все осталось прежним и напо­минало о нем: театральные афиши, фотографии, книги, на столе — проигрыватель и любимые пластинки. «Я всегда буду любить и помнить Олега, — говорила Елизавета Алексеев­на. — У меня такое чувство, словно меня похоронили вместе с ним. И я сейчас живу только для того, чтобы было кому рассказать об актере и человеке Олеге Дале…»

Вдова великого актера умерла, не дожив пяти дней до его Дня рождения. 25 мая 2003 года Олегу Далю исполнилось бы 62 года. Годы, прожитые без мужа, были нелегкими для Ели­заветы во всех отношениях. Детей у нее не было, но Лизе нужно было заботиться о двух мамах — своей и Олега. Пос­ле долгого перерыва она пошла работать на студию «Союз-спортфильм» — на «Мосфильм», где было много знакомых, Идти не хотела. Когда через несколько лет обе мамы, одна следом за другой, ушли из жизни, Лиза осталась совсем одна. Но в начале 90-х судьба подарила ей встречу с тогда еще совсем молоденькой девушкой — Ларисой Мезенцевой Бездетная Елизавета Алексеевна полюбила ее как дочь, и Ларисе она стала второй матерью. «Лиза была очень боль­на, — вспоминала Л. Мезенцева о последних днях жизни Е. Даль. — Ее мучили бронхиальная астма и ишемия. Мы покупали нужные лекарства, но ее пенсии и моей зарплаты даже если бы мы год ничего не ели, не хватило бы, чтобы оплатить Лизе хорошее лечение. Ее смерть была неожидан­ной, внезапной. Утром, уходя на работу, я спросила: «Ну, как ты?». Она ответила: «Знаешь, сегодня мне много луч­ше!». Я спокойно отработала, а когда вернулась домой, на­шла ее уже мертвой. Она ушла за несколько часов до моего возвращения домой». Она ушла к тому, кого всю свою жизнь помнила и любила. Наверное, душа ее истосковалась так, что сил больше просто не осталось…

У писателя Виктора Конецкого, который был соседом Елизаветы и Олега по дому на Петроградской стороне в Ленинграде, есть рассказ «Артист», посвященный Олегу Далю. Его невозможно читать без слез. Там есть такие строчки: «Заканчиваю словами из письма жены Олега: «Осиротев­ший наш родной сосед! Я помню, как в твою незапертую дверь он приходил на ваш мужской совет. Душа его бывает и теперь с тобой. Открыта ей к тебе дорога. Ты передай, что я люблю его, как души любят Бога. Найди слова — я их теперь не знаю, всегда любившая его как женщина земная»».

А дети?

До сих пор ходят слухи, что есть у Олега Даля дочь Ираида Ивановна, рожденная от Елены Лойк. Поговаривают, что именно она была последней любовью актера.

Факты о существовании дочки есть. Она появилась на свет в 70-е годы, а после рождения девочки та женщина (она не актриса, но из кинематографической среды) удачно вышла замуж за высокопоставленного человека и счастлива с ним. Даль – закрытая для нее книга. Дочка тоже замужем, и все у нее хорошо… Я в архивах всю информацию нашел и уверен, что это правда, на 100 процентов. Но раз не хотят идти люди на контакт, это их право. Олег знал о дочке, даже немного с ней и ее мамой общался. Когда я начал уточнять эту информацию, мне позвонили, не знаю кто, и сказали успокоиться и остановиться, что я и сделал. Если захочет дочка спустя годы проявиться для прессы и людей, то сделает это. Как и дочка Маяковского на склоне лет.

– рассказал писатель Александр Иванов, который всю свою жизнь посвятил изучению жизни Даля. Его слова передает ЭГ.

Внучка профессора

Девушка из знаменитой профессорской семьи Эйхенбаумов, ведущей свою родословную от Апраксиных, была одной из первых красавиц ленинградской богемы того времени. За ней ухаживали Иосиф Бродский и Сергей Довлатов, но встреча с Олегом Далем перевернула всю ее жизнь.

Они познакомились на съемках «Короля Лира», где Даль играл шута, а Елизавета работала монтажером. Пока шел съемочный процесс, романа между ними еще не было. Но как-то она сказала ему: «Приходи ко мне в Ленинграде, я покажу тебе, что такое счастье». Так и получилось, Олег зашел к ней в гости и они поняли, что предназначены друг для друга.

Первый муж

Первым мужем героини нашей статьи стал Леонид Квинихидзе. Личная жизнь у Лизы с ним откровенно не сложилась. Это был очень несчастливый брак, супруги постоянно ссорились и ругались. Причины для недовольства друг другом они находили практически каждый день.

Единственное, за что Лиза может быть благодарна Квинихидзе, так это за то, что именно он устроил ее на «Ленфильм». Без него девушку без образования навряд ли бы приняли на одну из крупнейших отечественных киностудий.

Сам Леонид был известным сценаристом и режиссером, тоже родом из Ленинграда. Он работал в театре музыкальной комедии в Одессе, Новосибирском и Хабаровском музыкальных театрах. Среди его киноработ все зрители знают политический детектив «Миссия в Кабуле», научно-фантастическую драму «Крах инженера Гарина», музыкальную комедию «Соломенная шляпка», комедийный телефильм «Небесные ласточки», сказку для семейного просмотра «Мэри Поппинс, до свидания!».

После развода с Леонидом Лиза, которая всегда была впечатлительной натурой, даже пообещала себе, что больше никогда не выйдет замуж. Но слово это не сдержала, наверное, ни разу об этом не пожалев. А вот ее экс-супруг женился во второй раз довольно скоро, его избранницей стала известная в то время советская балерина Наталья Макарова.

«Я следующий»

Даль предчувствовал свой ранний уход. Настоящим потрясением для него стал уход из жизни Высоцкого. На похоронах артиста он произнес, что будет следующим. Однажды Олег рассказал жене сон, что Володя зовет его. Через несколько месяцев в киевской гостинице сердце Олега Даля остановилось.

Елизавета знала, что Олег каждый день вел записи, но ознакомилась с дневником только после того, как его не стало Она поняла, как болезненно воспринимал окружающую действительность ее любимый муж.

Оставшись вдовой, она мысленно как будто похоронила себя вместе с любимым человеком. Как-то Лиза призналась, что продолжает жить только для того, чтобы было кому рассказать о великом артисте и человеке Олеге Дале.

«Хорошая жена – это профессия»

В 1970 году влюбленные расписались. Елизавета хотела остаться Эйхенбаум, но Олег на нее так строго посмотрел, что она тут же решила взять фамилию мужа.

Быть женой такого сложного человека было очень непросто. Первые годы для Елизаветы стали одновременно и самыми счастливыми, и самыми тяжелыми. Главной бедой артиста было пристрастие к алкоголю. Олег пытался бороться со своей зависимостью, но безуспешно. Лизе приходилось вытаскивать мужа из неприятных ситуаций, ездить за ним в вытрезвитель, переживать и не спать, когда он не приходил ночевать домой. Иногда ей казалось, что она уже не сможет это всё преодолеть. Переносить трудности помогала мама, искренне любившая зятя, с которым у них с самого начала установились прекрасные взаимоотношения.

Олег прекрасно понимал, что алкоголь разрушает не только его здоровье, но и жизнь окружающих и любящих его людей, но не мог побороть пагубной привычки.

Несмотря на сложности, Олег и Елизавета почти никогда не ссорились. Спустя два года после росписи они переехали в Москву, где Далю предложили работать в «Современнике». По словам Елизаветы, они поселились вчетвером – Олег, мама, она и чувство юмора. Даль впервые за свою жизнь обрел дом, уют и семейное спокойствие.

У него было развито врожденное благородство по отношению к женщинам и старомодные понятия от том, что зарабатывать в доме должен именно мужчина. Как-то Олег сказал Елизавете, что когда она служит ему, то приносит искусству пользы больше, чем работая монтажером. И она старалась быть ему верной помощницей не только дома, но и на гастролях и в командировках, налаживая быт и питание в гостиничных условиях.

Олег умел и любил порадовать жену неожиданными сюрпризами и подарками. Однажды на съемках в Таллине артист подарил на день рождения своей любимой графине Апраксиной, как он иногда в шутку называл супругу, целое ведро роз. Иногда с видом фокусника Олег вытаскивал из потайного кармана пиджака пачку купюр и веером раскидывал по квартире, чтобы его любимые домочадцы ни в чем себе не отказывали. Елизавета очень ценила такие мгновения и хотя порою находиться рядом с Олегом было очень сложно, она все десять лет супружеской жизни чувствовала себя по-настоящему счастливой.

Ссылка на основную публикацию
Похожее