Праздники и религиозные обычаи мусульман
Все праздники приверженцы Ислама отмечают по лунному календарю. Начало ведения, которого знаменуется особой датой – днем переселения (15.08.622 г.) Мухаммада из г. Мекки в Медину. Особыми и значимыми ежегодными праздниками считаются Ураза—байрам и Курбан—байрам. Существует и немаловажный еженедельный праздник – намаз. Отмечают мусульмане и торжества, появившиеся еще до зарождения Ислама.
Курбан-байрам
70 дней спустя окончания Уразы (пост) наступает дата празднования первого по величине торжества мусульман. Накануне праздника паломники поднимаются на г. Арафат. В день жертвоприношения совершают семикратный обход Каабы (таваф) и символический обряд – кидание камней. История появления Курбан—байрама тесно связывают с одной из священных легенд: Исмаил по наказанию ангела Джабраила собирался принести в жертву своего сына. Это испытание уготовил ему Аллах, чтобы проверить, истинна ли его вера. В последний момент, Бог сжалился над несчастным отцом, и жертва была заменена бараном. С тех пор в каждой мусульманской семье в этот день режут верблюда, овцу или барана. Себе оставляют только 1/3 мяса животного, остальное раздают нуждающимся.
Приготовления к празднованию начинаются еще задолго до наступления Курбан—байрама. В предшествующие 20 дней запрещено устраивать торжественные мероприятия, веселиться, появляться на людях в новых нарядах, посещать парикмахерскую. хХозяйки обязательно пекут ритуальные хлебцы накануне торжества. В праздничное утро в мечетях проходят богослужения. После этого начинается семейное застолье. Главные блюда праздника приготовлены из мяса животного, принесенного в жертву. Курбан—байрам длится 3 дня. В эти дни мусульмане посещают могилы усопших родственников, раздают милостыню.
Ураза-байрам
Праздник разговения отмечают на следующий день после окончания Рамадана. Дата торжества – 1 шавалля. Во время Ураза—байрама приверженцы Ислама вместо привычного приветствия обращаются друг к другу фразой «Ид мубарак!». В переводе это словосочетание означает «Благословенного праздника!».
Празднование Ураза—байрам начинается с ид – намаз (ритуальная молитва). После этого обряда накрывают столы, ходят в гости, веселятся. В этот день принято просить прощения, угощать всех детей сладостями, дарить подарки близким и друзьям, раздавать милостыню нуждающимся.
Ежедневная пятикратная молитва
Первостепенный и обязательный ритуал для каждого мусульманина – намаз. Молитва произносится ежедневно 5 раз в день. Не обязательно идти для этого в мечеть, произносить священные сова молитвы можно дома, на работе. Это касается всех дней недели, кроме пятницы. В этот день приверженцы Ислама, независимо от возраста и пола, обязаны посетить мечеть. Пятничная молитва называется Джума намаз.
Навруз
Один из самых древних и ярких праздников – День весеннего равноденствия. Это торжество начали отмечать задолго до появления ислама. Навруз имеет древнеиранские корни и связан с культом Солнца и легендарным пророком Заратуштрой. Первое упоминание об этом праздники было найдено в священной книге «Авеста».
В древние времена этот день считался началом нового года, согласно календарю лунного летоисчисления. До сих пор в некоторых странах чтят древние традиции мусульман. В канун Навруз в домах делают генеральную уборку и готовят праздничные блюда. Утром мужчины и женщины, наряженные в красивые одежды, устраивают шествие (гулгардони): идут по улице с букетами первых весенних цветов и поют песни, посвященные приходу весны и началу посевных работ.
Ислам. Традиции мусульманских народов
Ислам – самая молодая из трех мировых религий. Ислам возник в 7 веке н. э. на территории Аравийского полуострова (современная Саудовская Аравия) в среде арабских племен. В переводе с арабского термин означает «покорность воле бога». Основатель ислама пророк Мухаммед начал проповедывать заповеди Аллаха в 614 г. н. э. Новая религия столкнулась с противодействием язычников и пророк в 622 г. был вынужден бежать из города Мекки в Медину. Это переселение стало называться Хиджрой и дало отсчет исламскому лунному календарю, по которому живет мусульманский мир.
В исламе у человека существует 5 основных обязанностей:
1 Исповедание формулы: “Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его”.
2 Пятикратная молитва на заре, в полдень, при закате солнца, между заходом солнца и наступлением сумерек и перед сном. Перед молитвой мусульманин обязан пройти обряд очищения. Если дело ограничивается малым очищением, то он моет руки, ноги, лицо водой или песком. Если требуется большое очищение – то моет все тело. К началу молитвы с минаретов при мечетях муэдзины напоминают людям, что время молитвы пришло. При молитве в мечети все верующие становятся лицом к специальной нише в стене мечети – михрабу
3 Во время 9 месяца мусульманского календаря мусульмане обязаны от восхода до захода солнца полностью отказаться от пищи и питья, купания, использовании духов и половых связей с женщинами. В это время необходимо работать, молиться, читать Коран, размышлять о Боге и Его заповедях. После захода солнца мусульмане могут употреблять пищу. Дети, больные, беременные женщины и солдаты во время войны освобождены от поста.
4 Милостыня или закят. Немногим более 2 % с ежегодного дохода каждого мусульманина, обладающего достатком. Собирается раз в год и хранятся у судьи (кади). Тратится на бедняков и лиц, заслуживающих поощрения в течение года.
5 Хадж – паломничество в Мекку. Обязателен для каждого мусульманина хотя бы раз в жизни. Он совершается в 12 месяц мусульманского календаря. В другое время хадж не засчитывается. Паломники в специальных белых одеждах должны семь раз обойти Каабу – мусульманскую святыню в Саудовской Аравии в виде куба, находящуюся в Запретной мечети – и поцеловать черный камень, закрепленный в кубе.
В исламе существует понятие джихада – войны с неверными. Первоначально джихад означал войну только с многобожниками, то есть язычниками. На христиан и иудеев джихад не распространялся.
В исламе существует два основных течения – сунниты и шииты. Сунниты
составляют большинство мусульман – в начале 21 века 85 %. Название происходит от термина сунна – сборники преданий (всего их 6) о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда.
Шииты
отвергают идею выборности халифа или другого правителя общины, полагая что верховная власть в государстве должна принадлежать правителям из рода четвертого халифа Али, который был двоюродным братом и зятем пророка.
Из ряда различных религиозных течений и сект необходимо выделить суфизм
– мистическое учение о постепенном приближении к Богу и познании Его через любовь. Возникло в 8–9 вв., проповедовало аскетизм и отказ от радостей земной жизни. Считали, что частое совершение молитв приближает человека к Богу, происходит слияние с Ним. Во время коллективного зикра – молитвы с многократным повторением имени Аллаха – приняты кружения дервишей. Зикр начинается произнесением первой части мусульманского символа веры (шахада): “Нет божества, кроме Бога”. В Саудовской Аравии возникло в 18 веке религиозное течение известное как ваххабизм . Основатель течения Мухаммед ибн абдаль-Ваххаб и его сторонники выступали против культа святых и развлечений, таких как пение и танцы. Ибн Абдаль Ваххаб отвергал роскошь, курение и употребление спиртных напитков. В современную эпоху ваххабизм является господствующей религиозной идеологией в Саудовской Аравии. В наше время в этой стране у власти находятся представители умеренного течения в ваххабизме.
Ислам многое заимствовал из Библии. В Коране описана жизнь Ноя (Нуха), Авраама (Ибрагима) царя Соломона (Сулеймана). Но Иисус не считается Богом, а только пророком. Коран – священная книга мусульман, собрание проповедей, молитв, законов состоит из 114 глав-сур. Начиная со второй суры главы расположены в порядке убывания объема от наибольшей к наименьшей.
Согласно Корану Богу и 4 архангелам противостоит мир демонов и джиннов во главе с дьяволом (Иблисом или Шайтаном). По Корану Бог сотворил человека из глины, грехопадение Адама и Евы послужило причиной их изгнания из рая. Как и в христианстве в исламе существует концепция рая и ада. Также как и в христианстве разработана в исламе концепция Страшного суда. Незадолго до конца света наступит эпоха неверия и греха. В конце эпохи наступит царство антихриста которое будет длиться 40 дней, в отличие от христианской религии, где антихрист будет у власти 3.5 лет как мирный правитель, прячащийся за личиной доброго и милосердного человека, и 3.5 года как злой и чрезвычайно жестокий гонитель христиан, не признавших его царем и не поклонившихся ему. Затем придет Махди или двенадцатый имам и уничтожит антихриста. На земле воцарится царство добра и справедливости на 40 лет. После наступит Страшный суд. Аллах будет решать судьбу каждого из живших когда-либо на земле. Грешники окажутся в аду, праведники в раю. Дорога в рай проходит через мост Сират – тоньше женского волоска и острее бритвы. Перебраться через мост можно только с помощью жертвенных баранов, убитых в праздник Курбан-байрам. Праведники живут в темно-зеленых садах, по раю текут 4 реки воды, вина, меда и молока. В раю для мусульман-праведников предоставлены каждому 77 девушек. Жертвы ада будут гореть в вечном огне, причем когда их кожа сгорит, то Аллах даст грешникам новую для продолжения мучений.
По законам шариата за прелюбодеяние полагается избиение камнями или 100 ударов плетью. Но при этом в качестве доказательства требовались показания трех свидетелей. Муж имел право убить жену, застигнутую с любовником. За ложное обвинение в прелюбодеянии могли наказать 80 ударами плетью, за употребление вина 40 ударов плетью, за кражу полагалось отсечение кисти правой руки, при повторной краже кисть левой руки, переход в другую веру и богохульство карается смертной казнью. Рассмотрение гражданских и уголовных дел находилось в ведении кадиев – судей, которые назначались правителями из людей хорошо знающих нормы шариата. Решения кади были окончательны и по ним не предусматривалось обжалование.
Мусульмане имели право иметь 4 жен. В Иране существует до сих пор институт временного (обычно на год) брака. В Османской империи невеста и жених до свадьбы обычно ни разу не встречались ( как впрочем и в Русском государстве допетровских времен). Брак устраивали родители. Девушек могли выдать замуж, как и в Русском государстве, с 12 лет. Жених должен заплатить за невесту значительный выкуп – калым. Если денег у жениха нет, существует альтернатива – похитить невесту и скрыться с ней. Если девушка потом заявит, что все произошло с ее согласия то пара вступает в брак. Свадьба длится согласно обычаю с понедельника до пятницы. Данной традиции придерживаются до сих пор в турецкой деревне.
Муж имел право развестись с женой, сказав три раза при двух свидетелях слово таляк – развод. В Коране написано: “Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них.” В случае развода муж обязан выделить имущество необходимое для жизни женщины. Жена могла потребовать развода в 4 случаях: 1 муж не выполняет супружеских обязанностей, 2 жестоко с ней обращается, 3 имеет физические недостатки, 4 не выделяет денег на ее содержание. При получении наследства доля женщин вдвое меньше доли мужчин.
До 21 века смертная казнь за прелюбодеяние через побивание камнями сохранилась в Иране.
Мусульман по исламским традициям должны были похоронить до захода солнца. Останки в могиле размещали головой к Мекке.
Для шиитов святынями являются гробница четвертого халифа Али в Неджефе и его сына Хусейна в Кербеле. Важным праздником для данного направления в исламе является шахсей-вахсей – день памяти мученика Хусейна, убитого политическими противниками в 7 веке.
Новый год (Навруз) мусульмане Афганистана, Азербайджана Ирана отмечают в конце марта.
Два главных праздника: ураза байрам или ид-ал-фитр – праздник в честь окончания поста в месяц Рамадан и курбан байрам – праздник жертвоприношения у мусульман. Перед праздником ураза байрам необходимо простить друг другу обиды, постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив и у них прощение, купить новую одежду для членов семьи. В первый день праздника совершаются общие молитвы в мечети. И тогда же имам объявляет верующим, что пост окончен. Но перед тем каждому мусульманину-главе семьи предписано заплатить особую милостыню Садакат-уль-Фитр. Это заключительный этап для принятия совершенного поста Всевышним. Она обязательна для каждого мусульманина, обладающего имуществом, превышающим его основные нужды. Разрешены и денежные выплаты нуждающимся. Милостыня передается бедным напрямую или через религиозные благотворительные организации. После уплаты милостыни и совместной молитвы следуют взаимные поздравления. В полдень начинается обильная трапеза.
Праздничный стол в ураза-байрам в основном состоит из сладких блюд и фруктов После полудня мусульмане посещают кладбища, чтобы помянуть умерших близких, затем идут в гости к своим родственникам.
Курбан байрам отмечается 10 числа 12 месяца лунного календаря, продолжается в течение трех дней. До рассвета дня праздника мусульмане совершают полное омовение, нарядно одеваются, совершают утреннюю молитву. Затем все мужчины округи собираются в мечети на проповедь и праздничную молитву. После этого совершается обряд жертвоприношения. Каждый мусульманин, имеющий хоть какой-то достаток, обязан принести в жертву животное, обычно барана. Треть мяса животного идет на праздничный стол, остальное достается беднякам. На протяжении всех праздничных дней традициями предписывается читать Коран, вести благочестивые разговоры, делать подарки, посещать кладбища.
В исламе существует свои правила поведения для повседневной жизни. Например, брать еду и питье нужно только правой рукой. Левая считается «нечистой»– ею сморкаются. Только правой рукой следует передавать блюда соседям за столом. При еде пищу рекомендуется брать тремя (или больше) пальцами, но не двумя. Запрещается резать хлеб ножом, его ломают руками. Согласно обычаю трапеза начинается с хлеба, его выпекают в виде лепешек или лаваша. Хлеб считается священной пищей.
День отдыха у мусульман пятница.
Традиции и обычаи мусульман при рождении ребенка
Великий дар и милость Божья – появление на свет нового человека. Рождение ребенка в семье, независимо от вероисповедания родителей, самое значительное и радостное событие в жизни. Счастливые родители-мусульмане принимают поздравления от всех родственников и близких и проводят соответствующие религиозные обряды.
Приобщение к умме
Первое слово, услышанное мусульманским новорожденным от отца – Бог. Склоняясь над малышом, папа произносит два слова, восхваляющие Аллаха. В правое ухо проговаривается – азан, в левое – икамат. Призыв и повеление встать на молитву знакомят младенца с Господом и защищают от происков Сатаны.
Наречение младенца
В религиозных писаниях не указывается точный день (первый или седьмой), когда родители должны дать имя ребенку. Главное – сделать правильный выбор. Имя человека сопровождает его на протяжении всей жизни, поэтому его значение должно нести в себе только положительные характеристики.
Приверженцы ислама довольно часто называю детей в честь ангелов или пророков. Одно из распространенных мужских имен – Мухаммад. Пользуются популярностью и имена, в которых корень «абд» сочетается с одним из 99 звучных имен Аллаха.
Для девочек выбирают имена женщин из семьи Пророка – Зайнаб, Фатима, Хадиджа.
Тахник
Ритуал упоминается в древних сказаниях: Пророк Муххамад проделал его над новорожденным сыном одного из своих приверженцев.
Произнося молитвы за здравие и желая малышу счастливой, сладкой жизни, мать должна обмазать губы и ротовую полость новорожденного финиковой массой, медом или сладким соком из другого фрукта. Мусульмане верят, что этот обряд укрепляет мышцы младенца и подготавливает к грудному вскармливанию.
Акика
Семидневного новорожденного обязательно обривают. Этот обычай связывают с очищением и началом выполнения Сунны. Волосы ни в коем случае не выбрасывают. Они хранятся на протяжении всей жизни человека.
После процедуры родители раздают милостыню нуждающимся людям. По правилам, количество монет для нищих должно соответствовать весу сбритых волос. Если малыш рождается лысым, мать и отец все равно раздают подаяние.
Ритуал Благодарения
В тот же день, что и проводилась акика, отец обязан принести в жертву барана. Это своеобразное благодарение Богу за появление на свет ребенка. Если в семье родился будущий воин, необходимо заколоть 2 баранов, а если красавица-дочь – одного.
Провести такой ритуал городским жителям не позволяют условия. Но, многие родители находят выход из ситуации и отправляются за город. Проведя обряд жертвоприношения в лесополосе, мясо животного привозят домой и раздают бедным.
Усечение крайней плоти у мальчиков
Древний и очень важный обычай мусульман – хитан. Младенцам мужского пола делают обрезание после обряда акика. Единственной отсрочкой данной процедуры может быть плохое самочувствие младенца или слабое здоровье. В Турции и некоторых других мусульманских странах усечение крайней плоти проводится уже повзрослевшим мальчикам, в возрасте от 7 до 10 лет. Операцию доверяют глубоковерующему мужчине, имеющему медицинское образование. Если родители затягивают с процедурой и не обрезают плоть до совершеннолетия, это считается позором. Отца и мать обвиняют в небрежности и жестокости. Ведь обряд несет в себе особое значение –покорившиеся воле Аллаха родители предают Ему и своего сына.
Распространенные обычаи мусульман
К самым распространенным традициям и обычаям мусульман относятся такие, как:
- Упоминание имени Аллаха до принятия пищи или питья;
- Использование во время приема пищи правой руки;
- Традиционное приветствование друг друга произнесением фразы «Ассалам алейкум» и ответ на него «Ваалейкум ассалам»;
- У мусульман принято благословлять друг друга после того, как человек чихнул;
- При рождении ребенка — ему в правое ухо читают «азан»;
- Традиционно мусульмане стригут усы;
- Сбривать волосы под мышками и с лобка, а также подстригать ногти и делать обрезание;
- Мусульмане традиционно поддерживают в чистоте свой рот и зубы, а также нос;
- После туалета обязательно следует подмываться, поэтому в мусульманских странах наличие биде в туалетах обязательно;
- Воздерживание от сексуальных контактов с женщиной, если она находится в послеродовом периоде или на данный момент у нее период менструации.
Свадебные традиции и обычаи мусульман
Приверженцы Ислама трепетно и с уважением относятся к семье. К празднованию свадьбы всегда подходят с особой серьезностью. Ни одно торжество не обходится без соблюдения многовековых обрядов и обычаев.
Хитба
Жених со своими родственниками наносит визит в дом своей суженой, чтобы официально получить отцовское согласие на свадьбу. У мусульман обычаи не позволяют суженому явиться в дом к будущей жене с пустыми руками. Он обязан преподнести подарки, по их количеству и ценности определяют, насколько будущий супруг финансово обеспечен. Во время сватовства обговариваются все нюансы, касающиеся свадьбы: дата торжества, количество гостей, место проведения. Обычно все финансовые затраты берет на себя жених и его семья.
Ночь хны
У мусульман девичник традиционно называют «Ночью хной». Невеста проводит последний вечер перед свадьбой со своими близкими подругами и родственницами. На ее ладонях и стопах хной рисуют причудливые узоры, каждый из которых имеет определенное значение. Иногда в них добавляют инициалы суженого девушки. Наносить татуировки имеет право только замужняя женщина, счастливая в браке.
Никах
Обязательным для всех мусульман является обряд бракосочетания – никах. Проводится он в мечети мулла или илам. Невеста всегда одета в длинное закрытое платье, украшенное всевозможными узорами. На голове – многослойная фата или праздничный хиджаб. У мусульман не принято дарить золото, поэтому кольца у молодоженов обычно серебряные.
Жених выплачивает махр (выкуп). Он подтверждает серьезные намерения молодого человека, поэтому выкуп быть ценным и довольно дорогим. Обычно влюбленные заранее обговаривают стоимость брачного дара. Он сразу становится собственностью жены, и даже в случае развода никто не имеет право отнимать у нее махр.
Свадебное застолье
Символом гостеприимства у мусульман всегда считался праздничный стол. По давним традициям, женщины и мужчины должны сидеть в разных комнатах и не общаться между собой. Все гости поют, танцуют, и, конечно же, едят вкуснейшие традиционные блюда, приготовленные по старинным рецептам. При этом на столе отсутствуют спиртные напитки и свинина.
Брак
Перед заключением брака обязательно устраивается сговор, или сватовство (хитба). Жених самостоятельно или через доверенное лицо делает предложение отцу или опекуну невесты. Тогда же стороны договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене, и других условиях, которые входят в брачный договор. Далее невеста передается в дом жениха, где устраивается свадебное торжество (валима), во время которого оглашается брачный договор и выплачивается махр, полностью или частично. Брак считается свершившимся после фактического вступления мужчины и женщины в брачные отношения (паках). Обязательными условиями брака считаются уплата махра, содержание жены, обращение с ней соответственно общественному положению ее семьи, исполнение супружеских обязанностей и содержание детей.
Траурные погребальные обряды мусульман
С первого дня появления на свет до последней минуты земного существования мусульмане живут, придерживаясь Шариата. В своде законов упоминается: каждый правоверный должен при жизни готовить себя к загробному миру.
Умершего мусульманина принято хоронить как можно скорее, желательно в течение суток после кончины. Обязательно – до захода солнца. Подготовка к погребению и похороны проводятся с соблюдением всех обычаев и традиций мусульман.
Омовение
Вначале умершего человека обмывают водой с кедровым маслом (порошком). Затем водой с добавлением камфары и только после этого чистой водой. После проведения этого ритуала, покойного окутывают в специальное одеяние (саван). Мужской саван состоит из 3 частей: лифава, изар и камис. К женскому добавляется еще 2 части: химар (покрывало для головы) и хирка (отдельный отрез ткани для накрывания груди).
Джаназа
Погребальная молитва отличается от всех остальных. Во время ее прочтения не предусмотрено падение ниц и коленопреклонение. Перед началом прочтения джаназа, имам обращается к присутствующим с вопросами: остались ли долги у покойного или был ли он в ссоре с кем-либо из присутствующих? А затем просит простить все покойному.
На кладбище тело усопшего доставляют на специальных носилках – тобут. К могиле их несут не менее 4 человек. Опускают тело ногами вниз, голова в это время должна быть направлена в сторону Киблы.
Интересные традиции мусульман
Правила этикета за столом
Перед употреблением пищи и после еды мусульмане обязательно моют руки. Для этого возле каждого присутствующего стоит специальная пиала. Обеденные приборы передаются только правой рукой. Принимать пищу разрешается руками, используя три или большее количество пальцев (два –запрещено). Первое блюдо, подаваемое за столом – хлеб. Обычно это лепешки или лаваш. Изделия никогда не режут, а только ломают. Кусочки, упавшие со стола, поднимают и отдают животным, птицам.
После прочтения молитвы, первым к трапезе приступает глава семьи. Прием пищи заканчивается благодарственной молитвой Аллаху.
Паломничество в Мекку
Каждый из мусульман должен хотя бы раз в жизни посетить священный город. Согласно исламистским учениям, паломничество в Мекку – одно из самых достойных действий мусульманина.
Бисмилла
Значение этого обряда трактуется как произношение формулы (сама формула) «Бисмилляхи ррахмани ррахим». На русском это звучит: «Я начинаю именем Аллаха Милостивого ко всем в этом мире, и только к мусульманам в вечном мире». С этих слов начинаются практически все суры Священной книги мусульман. Фразе с древних времен придается мистическое значение. Ею украшают нательные талисманы. Встречается она и на архитектурных строениях Востока.
Обряд Бисмилла проводится, когда ребенку исполняется 5 лет. К этому времени многие уже начинают читать Коран. Для проведения священного обряда приглашается имам или глубоко верующий благочестивый родственник мужского пола. После правильного прочтения и написания, дети начинают досконально изучать Священную книгу.
Художественная культура ислама
С целью усиления влияния на верующих, испокон веков ислам использует средства художественной культуры. При этом мастера искусства вынуждены творить в достаточно жестких условиях. Им предписывается всеми доступными средствами прославлять Аллаха. Форма и содержание их творчества не должны выходить за рамки исламских догм.
В сфере изобразительного искусства религиозными ортодоксами запрещается реалистическое творчество. Аллах – единственный творец всего сущего, соперничество с ним считается грехом. Использование этого запрета в культуре нацелено также на предотвращение развития идолопоклонства.
Ислам запрещает изображать Аллаха, людей и животных в живописи, скульптуре. Поэтому мусульманскими мастерами художественной культуры обычно изображаются стилизованные (выдуманные, не существующие в природе) предметы, а также абстрактные картины в виде живописного, резного по штукатурке, камню, дереву, а также выложенного кирпичом орнамента.
В ходе распространения из Аравии на Восток и Запад, культура ислама взаимодействовала с искусством других народов, усваивая и перерабатывая его элементы соответственно своему духу, потребностям.
Арабеска
Этот популярный в исламской культуре вид изобразительного искусства использовался живописцами для создания панно на стенах дворцов, мечетей. Арабеска представляет собой особый орнамент, состоящий из переплетения:
- геометрических фигур;
- растений;
- элементов каллиграфии.
Прорисовку орнаментов строили, используя математический расчет.
Книжные миниатюры
В книжных миниатюрах были распространены реалистические рисунки. Арабские книги X-XIII веков сохранены в музеях мира. В них можно полюбоваться:
- портретами эпических героев;
- пейзажами;
- иллюстрациями сцен быта.
Каллиграфия
В средневековье в мусульманских странах расцвело искусство каллиграфии – мастерами были выработаны различные виды стилей письма. Мечети украшались искусно выполненным письмом (изречениями из священных книг, именами Аллаха, его последователей).
Нередко мастера создавали из арабской буквенной вязи изящные условные человеческие и звериные фигуры, располагая их на печатях или бумаге. У каждой из династий исламских правителей имелась своя особенная тугра (персональный знак с именем и титулом), написанная арабской вязью.
Арабскими надписями украшалась металлическая и глиняная посуда, а также стены зданий, как внутри, так и снаружи.
Керамика
Цвет, технику исполнения, декоративные функции мусульманской керамики считают одними из лучших в мире. В древности керамическая утварь использовалась мусульманами для освещения и украшения жилища, приготовления еды, стирки и т. д. Секретом восточных мастеров, делающим их керамику уникальной, было применение свинца в процессе создания глазури. Это придавало посуде гладкость, блеск, водонепроницаемость.
Искусными мастерами было сделано множество открытий, улучшающих производство керамики. Например, способ придания сходства с китайским фарфором путем добавления в глазурь оксида железа и т. д. В керамическом искусстве народов, исповедующих ислам, особо выделялись иранские фаянсовые сосуды (XIII ст.), а также испано-мавританская майолика (XIII-XV ст.).
В Иране, Турции, Азербайджане, Средней Азии получило развитие искусство архитектурной керамики, включающее следующие особенности отделки зданий:
- узорную кирпичную кладку;
- резную терракоту;
- майоликовую многоцветную облицовку и т. д.
О декоративно-прикладном искусстве
Национальные особенности искусства и культуры ислама ярко проявляются в утвари, тканях, керамике, коврах, посуде. Традиции их создания и декорирования развились до начала экспансии арабов.
В средние века развитие декоративно-прикладного искусства лишь частично подчинялось исламским догмам.
Ткани
Оформление египетских тканей отличается использованием геометрического плетения, а также округлых линий. Особенность фатимидских тканей – затканность цветными шелковыми и золотыми нитями. Их кайма украшается полосками с растительным орнаментом, а также человеческими и звериными фигурками. Подобный узор можно встретить в прикладном искусстве Ирана и др.
Ковроткачество
Ковры – неизменный атрибут внутреннего убранства жилища приверженцев ислама. В евразийских степях жилье украшалось килимами, декорированными разноцветной аппликацией. В жилищах африканских мусульман интерьер дополнялся травяными и лиственными циновками.
Мусульманский Восток прославили ковры:
- персидские;
- таджикские;
- тунисские;
- туркменские;
- белуджийские;
- афганские;
- турецкие;
- марокканские и др.
Виды ковров отличаются не только колоритом и рисунком, но и техникой создания узелков. Во мире больше всего славятся персидские шерстяные и шелковые ковры.
Персидский ковер
В качестве главного мотива средневекового коврового орнамента использовали распространенную в исламской культуре арабеску. Среди растительного орнамента размещались фигурки животных и людей. Нередко, в соответствии с традициями исламской культуры, их конечности изображали видоизменено, чтобы лишить рисунок реалистичности (это могло прогневить Аллаха) – к примеру, львиная лапа оканчивалась не когтями, а букетом цветов.
Музыка
Основой формирования мусульманской музыкальной культуры стали древние ближневосточные музыкальные традиции, которые в доисламский период представляли собой единое целое. Их отличали высокое развитие, разнообразие, богатство форм и используемых музыкальных инструментов.
При дворах местной знати в крупных городах состояли певцы и музыканты. Музыка была предметом не только исламской культуры, но и научных исследований, а также дисциплиной, изучаемой в медресе. Позже ее стали преподавать и в европейских университетах (ноты являются искаженным названием арабских литер).
Более широкое распространение в странах ислама получила духовная музыка:
- чтение и пение Корана;
- призывы к молитвам;
- поэмы о жизни, деяниях пророка Мухаммеда.
В музыкальной культуре стран, исповедующих ислам, были высоко развита военная музыка, а также музыкальное сопровождение торжественных церемоний.
Существенное влияние на музыкальную культуру мусульманских, а также европейских и южно-азиатских государств оказали турецкие и египетские оркестры.
О мусульманской литературе
К середине IX столетия миру ислама была известна исключительно арабоязычная литература – цитаты из священных книг, стихотворные произведения и проза разных форм с иранскими и арабскими корнями.
В Х веке в Иране развилась неоперсидская литература, более социально направленная и почти свободная от религиозных догм. Она распространилась на территории закавказских и среднеазиатских стран. Одним из ее достижений было развитие жанра эпической поэмы: «Хамсе» Низами, «Шах-Наме» Фирдоуси.
Позже в культуре ислама зародилась и развилась еще одна литература – турецкая.
О жанрах и формах
Корни арабской литературы берут свое начало в доисламском периоде. В те времена арабы не знали письменности, поэтому основным способом передачи памяти о знаменательных сражениях и деяниях выдающихся правителей была устная поэзия.
Арабоязычная поэзия достигла расцвета в период IX-XI веков. Одним из основных поэтических жанров в литературе ислама была касыда (ода, поэма). В нем было освещено множество сюжетов о любви, природе, животных и т. п. Еще одним популярным поэтическим жанром был газал (краткое лирическое стихотворение), получивший развитие в творчестве таких поэтов:
- Абу Нуваса (умер в 810 г.). Воспевал радость жизни, любовь, вино;
- Абу-л-Атахийи (умер в 828 г.). Дополнил культуру ислама поэтическими произведениями религиозного содержания, в которых обличались распущенные нравы багдадских придворных;
- Абу-л-Ала ол Маари (умер в 1057 г.). Слепой сирийский поэт, творчество которого сподвигло Данте на написание его «Божественной комедии».
Большой популярностью в культуре ислама пользовался поэтический жанр рубаи. Наибольшей славы в его создании добился Омар Хайям (1048-1123 гг.). В противовес догматическим принципам ислама, астроном, философ, математик, классик таджикско-персидской поэзии прославлял мирские наслаждения.
Поэт Ибн Кузман (1080-1160 гг.) стал основателем жанра мелодичной поэзии, который также дополнил культуру ислама, – заджала, повлиявшего на зарождение и развитие лирики вагантов, а также провансальской поэзии.
В прозе развивается жанр сатиры, критикующий недостатки знати, но не касающийся общественной системы. Также выделяется макамы (новелла). Это жанр, возникший в XII ст. на основе городского устного народного творчества.
Героем произведений макамы является ловкач, в характере которого ум сочетается с высокой образованностью, цинизмом и плутовством. В дальнейшем этот прообраз Остапа Бендера, заимствованный из культуры ислама, использовали авторы итальянских новелл периода Возрождения.
Наиболее знаменитым произведением литературы является «Тысяча и одна ночь». Без этого цикла волшебных сказок, написанного в стихах и рифмованной прозе, сложно представить себе арабскую (исламскую) культуру вообще. Ее основу составляет фольклор многих народов – помимо арабского, египетский, иранский и др.
Особенности архитектуры
Архитектура – один из наиболее ярких видов мусульманского искусства. К ней относятся религиозные и светские строения. Основное культовое сооружение ислама – мечеть (переводится с арабского, как место поклонения). Со временем были созданы такие типы архитектурных строений:
- мавзолей (погребальное сооружение);
- маристан (госпиталь);
- медресе (школа);
- завия (келья);
- ханака (обитель).
В зодчестве использовался соответствующий мусульманским представлениям о создании мира принцип «скрытой архитектуры». Он предусматривал сочетание глухих фасадов с различными помещениями, внутренним двориком, украшенным фонтаном, водоемом, растительностью.
Святилища культуры ислама: мечети
Мечети начали возводить, подражая христианским церквам, в VII-VIII столетиях.
Устройство мечети отличалось характерными чертами, наличием:
- двора, окруженного галереями;
- главного здания прямоугольной формы, увенчанного куполом-сферой;
- зала для молитв с многочисленными колоннами.
В оформлении мечетей не использовали богатую лепнину. Однако в искусстве украшения глади стен, предусматривающем использование глазурованной терракотовой облицовки, резного разноцветного кирпича, мусульманские мастера не знают себе равных.
Близ основного здания возводился щедро декорированный минарет – башню, с которой правоверных созывают на молитву. При создании мечетей с диаметром купола в несколько десятков метров, а также минарета высотой с современную многоэтажку, использовались математические вычисления и высочайшее строительное мастерство.
В VII-VIII столетиях возведением подобных строений занимались прежде всего византийские мастера. Позже для строительства христианских церквей в Византии стали приглашать арабских зодчих.
О самых знаменитых святынях
Первую в истории мечеть построили в Медине при жизни великого пророка Мухаммеда. В ней его и похоронили.
Затем в Мекке был воздвигнут храм Кааба (теперь мечеть Ал-Харам). Третьей в Иерусалиме на горе Сион воздвигли святыню Куббат ас-Сах-ра. К трем главным мусульманским святилищам правоверными совершается хадж.
Другие знаменитые мечети:
- Омейядов (в г. Дамаске) с захоронением Иоанна Крестителя внутри;
- Кайруана (Тунис);
- Амра (VII ст.);
- халифа ал-Хакима;
- эмира Ибн Тулуна (Каир);
- Ал-Азхар.
Зачастую в мечети превращались христианские и языческие святыни: (Софии Константинопольской (г. Стамбул), Джума (г. Дербент) и др.
Гробницы
К культуре ислама относятся и другие архитектурные строения, например, мазары. По форме исламские гробницы напоминают мечети. Эти памятники архитектуры являются объектом поклонения миллионов приверженцев ислама. В бескрайних казахских степях, на фоне юрт местных кочевников, гробницы, объединенные в некрополи, выглядели как городские строения.
Поражают своими размерами и пышностью:
- захоронения имамов в Иране и Южном Ираке;
- некрополь в Каире;
- самаркандский храм Ша-хи-Зинда;
- усыпальницы великого бухарского государя Исмаила Самани, Тимура (Самарканд), Хабиба Бургибы (в Монастире);
- Салах ад-Дина (в Дамаске).
Наиболее красивой и знаменитой считают Тадж-Махал – делийскую усыпальницу.
Тадж-Махал
Дворцы и жилища
Помимо сооружений культа, арабами строились строения светского предназначения. Дворцы мусульманской знати отличало особое великолепие. Время пощадило их меньше, нежели гробницы и мечети.
Большее количество дворцов осталось в арабских и южно-азиатских странах. Знаменитые замки в Хиве, дворцы стамбульских султанов, бахчисарайских ханов, бакинская Девичья башня и др. отличаются характерной чертой – они разделены на службы, залы для приемов и гарем.
Окна дворцов украшались алебастровыми решетками и разноцветными стеклами, стены и пол кирпичной мозаичной кладкой. В тронном зале устанавливались сводчатые перекрытия, а пространство разбивалось стройными колонными рядами на нефы.
Оформление жилищ мусульман, караван-сараев (постоялых дворов) и хозяйственных строений отличалось простотой, упорядоченностью, надежностью.